В канун Дня Победы Европа чтит память освободителей. Во Франции вспоминают участников Сопротивления, среди которых были и наши соотечественники. Посол Алексей Мешков возложил цветы к памятнику русским бойцам движения, который установлен на кладбище Пер-Лашез в Париже. А в Берлине памятные мероприятия проходят на могилах советских солдат. Почему к ним приходят не только русские?
Одномоторный Robin 400 тащит за собой здоровенную – 6 на 20 метров – копию штурмового флага 150-й стрелковой дивизии, установленного на куполе Рейхстага Егоровым и Кантарией. 9-е число в этом году попадает на воскресенье – полиция не разрешила шуметь, поэтому полет над Берлином состоялся сегодня. В 9:30 утра пилот Томас Хениг доставил Знамя Победы в район Шенхольцер Хайде.
Шенхольцер Хайде, возможно, не самый внушительный с точки зрения масштабов и монументальности воинский мемориал в Берлине. Но это очень важное место – крупнейшее братское захоронение советских солдат, погибших при штурме города.
Российский посол Серей Нечаев вместе с коллегами из республик бывшего СССР – за рядом известных исключений – сегодня посетили кладбище. Здесь похоронены 13 200 бойцов Красной Армии. В конце 40-х авторы мемориала стремились создать не то чтобы символ Победы, какой уже был в Тиргартене и будет позже возведен в Трептов-парке, а видели здесь именно военное кладбище. Центральная композиция – павший воин и стоящая над ним мать работы скульптора-фронтовика Ивана Першудчева – явно перекликается с "Оплакиванием Христа" Микеланджело.
Специфика дипломатической работы в Германии – это поддержание постоянного контакта местных поисковых организаций с военными архивами в России. Даже здесь, в Шенхольцер Хайде, три четверти – неизвестные солдаты. По словам Сергея Нечаева, работа будет продолжаться. Возможно, когда-нибудь эту работу будет считать полностью законченной, но пока война постоянно напоминает о себе печальными находками.
При том что на последнем этапе войны учет потерь в Красной Армии велся совсем не так, как в 1941-м или 1942-м. Не только на бывших одрских плацдармах, а по всей территории этой федеральной земли Бранденбург ежегодно обнаруживают останки неупокоенных советских солдат. Местом захоронения власти Бранденбурга определили воинский мемориал в Лебусе.
"Как правило, тела погибших обнаруживают в ходе, например, городских строительных работ. Примечательны также и истории местных жителей. Война бушевала так неистово по всему региону, погибших было так много, что семьи до сих пор обнаруживают останки тел у себя в саду или на участке при проведении каких-то мелких ремонтных работ или строительстве гаража или дома", – рассказал ливер Брайтхаупт, руководитель Народного союза Германии по уходу за военными захоронениями в земле Бранденбург.
В конце апреля в Лебусе перезахоронили останки 80 красноармейцев. Всего их здесь лежит более шести тысяч. Маленькие картонные гробы пронумерованы. На некоторых обозначены места их обнаружения. Все задокументировало, внесено в реестр – для дальнейшей работы в архивах. Все-таки эти мраморные плиты не должны оставаться пустыми. Вернуть павшим солдатам имена – последний долг живых перед ними.