Тема:

Коронавирус 3 недели назад

"Зеленые сертификаты" поделят Европу на касты

В Европе начнут обкату "зеленых сертификатов", дающих возможность передвижения внутри границы ЕС.

В Британии ввели новые ограничения на использование вакцины от AstraZeneca. После прививки ноги лишился один из лучших британских спортсменов. Но в Европе, несмотря ни на что, не намерены замедлять темпы вакцинации. Тем, кто привился, обещают дать право беспрепятственно передвигаться внутри ЕС. Систему "зеленых сертификатов" начнут тестировать совсем скоро.

Британец Дэйв Мейерс, бывший чемпион мира по тхэквондо, считает, что он лишился ноги из-за прививки вакциной AstraZeneca. После укола в начале марта у него резко поднялась температура. Симптомы гриппа сохранялись несколько недель, на левой ноге началась гангрена, и хирургам пришлось ее ампутировать.

Вне зависимости от того, имеется или нет связь между вакциной и этой печальной историей, в Медицинской ассоциации Великобритании утверждают, что риск минимален, и призывают всех делать прививки, чтобы преодолеть пандемию. Из-за опасности развития тромбоза на применение препарата AstraZeneca в Великобритании введены новые возрастные ограничения.

"Мы рекомендуем взрослым в возрасте от 30 до 39 лет по возможности не делать прививки вакциной AstraZeneca", – сказал профессор Лим Вей Шен, председатель Объединенного комитета по вакцинации и иммунизации. Молодым британцам будет предложена другая вакцина.

Мощный стимул для вакцинации – предстоящие отпуска и анонсированное появление ковид-паспортов в Европе. Так называемые "зеленые сертификаты" уже обкатывают в Германии, где официально одобрены привилегии для тех, кто полностью привился или перенес ковид. Для них отменяется комендантский час, им не нужно сдавать экспресс-тесты для посещения непродовольственных магазинов, музеев и парикмахерских. Появление привилегированной касты немцы восприняли неоднозначно, тем более что вакцины там по-прежнему доступны далеко не всем.

В Европе сейчас спорят о возможной отмене патентов на производство вакцин. Препараты AstraZeneca и Pfizer производят только имеющие лицензию предприятия. Если отменить право интеллектуальной собственности, то к производству вакцин могли бы подключиться другие фирмы. Горячий сторонник этой идеи – польский премьер Матеуш Моравецкий. "Речь идет о том, чтобы фирмы в Европе, которые располагают производственными мощностями, могли их использовать. С развитием производственных мощностей мы сможем быстрее доставить вакцины нуждающимся странам", – считает он.

Против этой идеи резко выступает Германия, заявляя, что так можно подорвать всю систему коммерческих исследований в Евросоюзе. У Германии, естественно, есть патент на производство вакцины Phizer, поскольку она была разработана учеными из немецкой компании BionTech.

Эту позицию разделяет глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. "Мы приглашаем всех, кто участвует в дебатах об отмене патентной защиты, взять на себя обязательство экспортировать большую часть того, что производится", – заявила она.

Президент Франции Макрон привычно обвинил во всем коварных англосаксов: "Причина не в патентах, это неправда. Мы бы лгали самим себе. Причина в масштабах производства. Что мешает производству? Ограничения. Например, мы отправили на экспорт почти половину произведенных у нас вакцин. А вот США и Великобритания все, что производят, используют только для внутреннего рынка. Англосаксы должны отменить свои запреты на экспорт".

В Дании готовятся сжигать тела норок, которых в прошлом году истребили, обнаружив у нескольких зверьков коронавирус. Всего были уничтожены 15 миллионов животных. Их закопали на двух военных полигонах, и этой весной останки вышли на поверхность. Еврокомиссия обещала выплатить звероводческим хозяйством почти 2 миллиарда евро в качестве компенсации. Теперь выясняется, что решение об уничтожении всего поголовья и массовом захоронении было неправильным.

Можно не сомневаться в том, что это не единственные ошибки, которые были допущены, когда, столкнувшись с коронавирусом, Европа, очевидно, растерялась. Но даже печальный опыт общей угрозы, судя по нынешним дебатам, немногому научил.