Есть у меня один любимый заповедный уголок в Калужской области. Когда мы туда еще только начинали ездить (еще в 90-е), не было ни мобильной связи и уж тем более навигаторов. И как-то в паутине проселочных дорог мы заплутали. Вдруг видим – мужик идет какой-то. Остановились и говорим ему: "Не подскажете, что за дорога?" А он: "Эта-то? Так мы ж по ней француза гнали!" Вот именно так: "Мы гнали". Крепка у калужан историческая память. А дорога действительно оказалась остатками Старокалужской, по которой в 1812-м из Москвы на погибель шла армия Наполеона.
Наполеон Бонапарт (Буонапарте) – корсиканец, до конца дней говоривший на французском с сильным итальянским акцентом. Ненавистный тиран, который пытался взорвать Кремль, но и выдающийся реформатор. Взять его Гражданский кодекс с его (среди прочих равных) равенством граждан, разделением собственности на движимую и недвижимую, неприкосновенностью собственности частной. Последний пункт, понятно, не значился в Гражданском кодексе Советской России, но даже и в РСФСР он включал отголоски идей Бонапарта. А фундаментом наполеоновский кодекс до сих служит не только в самой Франции, но и во многих странах стран: от Швейцарии до Египта и от Кувейта до Аргентины.
Недавно Франция отметила 200-летие кончины Наполеона. Но в "Вестях в субботу" – поистине уникальный репортаж. Мы отправимся на итальянский остров Эльба, куда Наполеона (когда он был бит) сослали первоначально. Что собой представляла та его империя и что о нем думают там?
Сам ли выбрал либо не мог отказаться, но и сейчас, и 200 лет назад Эльба не похожа на место ссылки. Остров мечты! Наполеон увидел его с борта английского фрегата "Неустрашимый" 3 мая 1814 года.
Все на острове знают: вот оно, то самое место, где нога императора Наполеона впервые вступила на землю Эльбы. Но здесь и спорить нечего – есть же знаменитая картина. А это тот самый старый причал.
Прием императорский, а Наполеон хмур и саркастичен – остров его. Но ключи, наспех раскрашенные под серебро, не берет. "Вам они подойдут больше", -отвечает он мэру. Принимает лишь благословение священника и идет в мэрию, где проведет первую и единственную бессонную ночь на Эльбе.
Вилла Dei Mulini – первый и логичный выбор императора, она – часть крепости. Ее быстро перестраивают – на месте террасы появляется огромная спальня. Кабинет сестры – из Парижа Паолина привезла на Эльбу обычаи двора с балами. Наполеону доставили его личную библиотеку – он много читал Руссо. Все очень скромно, лаконично – император даже здесь не расстается со своей походной раскладной кроватью. Эльба, конечно, не Париж. Если не спросишь, не ясно, что это такое, а ведь это личный императорский туалет.
На Эльбу Наполеон приплыл в депрессии после неудачной попытки суицида и унизительного проезда по южным провинциям Франции, где на императорский кортеж нападали. Но это Наполеон, он не мог сидеть на месте, очень ждал жену – летнюю резиденцию виллу San Martino подготовил к ее приезду. На потолке – узел любви: Мария Луиза с маленьким сыном к мужу так и не присоединились. Отец, австрийский император, не пускал.
Глядя на эту кровать, возникает один вопрос: какого роста был Наполеон? Разумеется, маленького, иначе как на этой кровати мог поместиться нормальный человек? На самом деле – 5 футов и 2 дюйма (168 сантиметров) – установили после смерти императора. Кровать действительно маловата, но она Наполеону была не нужна. Он мало спал – по 4 часа. Работал, гулял.
За 9 месяцев и 21 день в изгнании император успел наделать здесь великих дел. Он приказывает строить дороги, укрепления, закладывает сады. Главное внимание – к гигиене острова: всех владельцев частных домов без уборных обязывает их построить. Срок – 2 месяца. Укрепляет оборону – ему было положено 400 солдат, но их было больше. Беспокоится о будущем развитии Эльбы и соседнего острова Пьяноза. Наполеон считал, что нужно развивать плантации тутового дерева – для выращивания тутового шелкопряда.
"Его послали на Эльбу, потому что она казалась безобидным островом. Наполеон – это Наполеон, великий организатор. Рассказывают, что когда он зашел в Москву, которая потом будет сожжена, он написал законы, как жить в Москве по-французски. А убегая с Эльбы, он оставил указ, как провести карнавал в его отсутствие", – рассказывает Луиджи Машилли Мильорини, академик, профессор Университета Неаполя.
На Эльбе отличное вино, и даже к его производству Наполеон имеет отношение. Вспоминаем картину, посвященную высадке Наполеона на Эльбе 4 мая. На самом деле изгнанный император приплыл днем раньше – боялся высаживаться.
До Портоферрайо Наполеон, конечно, доплыл, но не сразу. Он сел в шлюпку и попросил высадить его здесь. Когда он подплывал Эльбе, кое-что зацепило его взгляд. Вилла! Tenuta La Chiusa. Только что построенная. Элегантная. А императору негде было жить.
Они стали друзьями сразу – владелец усадьбы и император. Охотились. Наполеону больше нравилось бренди, но когда он попробовал местные вина, родилась идея расширить винные плантации.
Следы Наполеона, начиная от огромной буквы N, на Эльбе на кажлом углу. Это 200 лет назад крестьяне восстали против дикого повышения налогов. Сегодня все, что связано с императором, – это доход. Но Наполеона здесь действительно любят.
Это пралине с эльбийскими финиками – посвящение императору, изменившему Эльбу, от трехкратной чемпионки мира по шоколаду Франчески Бертани. 200 лет назад финики ели вымоченными в меде, но император их не жаловал.
"Он не ел сладкое. Он не был поклонником десертов и кухни в целом. Он ел, потому что ему нужно было питаться. Всегда куда-то спешил, бежал. Политические дела. И потому у него были проблемы с желудком", – сказала Франческа.
"На Эльбе Наполеон оказался на перепутье своей жизни. Он попытался сказать: "Я сдаюсь". Но он не тот человек, который сдается. Он амбициозен в хорошем смысле этого слова. И потому даже на Эльбе он наше чем заняться: строил, пытался понять, почему рудники не приносят деньги", – отметил Луиджи Машилли Мильорини.
Он, конечно, готовил побег. Эльба прекрасна, но слишком тесна для того, кто не мог усидеть на месте. "Я не могу умереть на этом острове в покое, который меня недостоин", – сказал Наполеон матери перед тем, как покинуть Эльбу, чтобы попытаться вернуть Францию и корону.