Россия в Арктике с незапамятных времен. И русские поморы с самого начала прошлого тысячелетия, и наши народы Севера обживали эти территории. Соловецкий монастырь на Белом море – XV век, Архангельск – XVI. А потом и крупные исследования: от Семена Дежнева, который еще в XVII веке совершил плавание вдоль Чукотки и открыл пролив между Евразией и Америкой, до отправленного в экспедицию Петром Великим российского офицера Витуса Беринга. А далее – братья Дмитрий и Харитон Лаптевы, Семен Челюскин. Так появилась карта Российской империи с описанием наших северных берегов.
Первый государственный план освоения Крайнего Севера разработан по инициативе министра финансов Николая Второго Сергея Витте. Заложен Мурманск. Александр Колчак совершает полярную экспедицию и добавляет России еще около двухсот новых географических названий.
Советская программа освоения Крайнего Севера впечатляла. 1931 год – первая промышленная скважина для нефтедобычи в Коми. 1932 год – создано Главное управление Северного морского пути. 1937 год – советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов впервые в истории совершили беспосадочный перелет через Северный Полюс в Америку. В том же году – первая дрейфующая научная станция "Северный полюс". И тут же начали строить города Нарьян-Мар, Норильск, Воркуту, порты Игарка, Диксон, Тикси, Певек.
В конце 50-х – первый в мире атомный ледокол "Ленин". Уже в 60-е и 70-е годы открыты и начинают разрабатываться крупнейшие нефтегазовые месторождения: Уренгой, Ямбург, Бованенково. А в 80-х обнаружены гигантское запасы на морском шельфе Штокман и Приразломное.
В перестройку и 90-е с Арктикой у нас – "провис". Зато в XXI веке мы возвращаемся в высокие широты. Первая в мире плавучая атомная станция в Певеке на Чукотке. А вот проект компании "Новатек" по сжижению газа в Сабете на Ямале – огромное и суперсовременное производство. Плюс океанские танкеры-газовозы ледокольного класса. Первый – "Кристоф де Маржери". Круглогодичная навигация по Севморпути запланирована на зиму 2023-2024 годов. Грандиозно!
Вот и завидуют. После того как недавно у главы российского МИД Сергея Лаврова журналисты спросили об усилении российского военного присутствия в Арктике, а он спокойно ответил: "Видим причитания по поводу того, что Россия разворачивает военную активность в Арктике. Всем давно известно, что это наша территория, наша земля. Мы отвечаем за то, чтобы побережье Арктики было безопасным. Все, что делает Россия, абсолютно законно и легитимно. Когда НАТО пытается оправдать свое наступление в Арктику, это уже немного другая ситуация".
Слова Лаврова про "нашу землю" почему-то не понравились на Западе. Типична здесь реакция читателей немецкой Die Welt. Вот она, зависть. "Что вы там сказали? Арктика принадлежит России? Не на этой планете", – сказал один из читателей Die Welt. – Этот 145-миллионный народ уже обладает самой большой территорией в мире, чего он еще хочет? Ну, да, когда-нибудь технологии позволят нейтрализовать российское ядерное оружие, и тогда все станет по-другому. Тогда русскому народишке останется лишь то, что соответствует его численности, то есть территория размером с Польшу. А остальное по-братски поделят между собой другие страны. Надеюсь дожить до этого. Но даже если не получится, то эта Россия с парочкой жителей все равно не будет существовать вечно".
Понятно, что Путин внимательно следил и за тем, что происходило на Арктическом совете в Рейкьявике, и за реакцией на слова Лаврова, и за первой встречей министра иностранных дел России с американским коллегой Блинкеном. На подобные позывы у президента России не задержится. Путин обещает "выбить зубы" тем, кто "захочет от нас что-то откусить". И при этом подробно объясняет историческую логику посягательств на Россию, стремления сдержать нас.
"Принцип один, вернее, причина одна сдерживания России: чем сильнее, самостоятельнее становилась Россия, чем последовательнее она отстаивает свои национальные интересы, тем больше стремление со стороны ее ослабить, дискредитировать ценности, которые объединяют общество, а подчас и изолгать, извратить то, что дорого людям, на чем воспитываются и обретают характер, взгляды новые поколения наших граждан. Во все времена происходит одно и то же: как только Россия становится сильнее, сразу находятся поводы для того, чтобы ограничить ее развитие. Как сказал один из наших императоров, нашей огромности боятся все. Даже после прекращения существования Советского Союза (а это не что иное, как историческая Россия, только называлась по-другому, и идеологическое содержание государства было, конечно, другим, но с геополитической точки зрения это историческая Россия), даже после того, как одна треть потенциала была утрачена, все равно для кого-то Россия слишком велика", – отметил глава государства.
И действительно, как только усиливается Россия, начинаются посягательства, будь то тевтонские рыцари при Александре Невском или шведы при Петре Великом. Также усилившуюся Россию хотел покорить Наполеон. И тоже в начале ХХ века кайзеровская Германия развязывает Первую мировую. А когда в 1916 году русская армия уже наладила военную промышленность, заработало автомобилестроение и авиастроение, когда уже пошиты были васнецовские "богатырки" для парада победы Русской имперской армии в Берлине и Константинополе, наши союзники по Антанте Великобритания и Франция стали интриговать против России, подогревая здесь смуту с целью свержения императора Николая Второго. Действуя фактически в интересах Германии в стремлении сдержать Россию, они предали нас. Как результат – Февральская революция, а вместо столь близкой победы над Германией – ленинский переворот и позорный Брестский мир с потерей огромных территорий.
То же и со Второй мировой. Как только СССР набрал силу, европейские державы сделали все, чтобы натравить гитлеровскую Германию на нас. А когда мы перемололи на Восточном фронте более двух третей гитлеровской техники и живой силы, когда мы уже совершали свой освободительный поход по Европе весной 1945-го, Черчилль разрабатывает операцию "Немыслимое" с планом нападения на СССР силами объединенной западной армии с включением туда и немцев. Это как, по-союзнически? А сразу после войны тот же Черчилль уговаривает президента США Трумена сбросить на Москву атомную бомбу. Когда получает отказ, то объявляет СССР холодную войну.
Похожая картина складывается и сейчас, когда Россия после периода развала 90-х укрепилась, твердо встала на ноги и вооружилась. Ошибок Советского Союза при этом мы не совершаем. Важный момент. "Хочу еще раз подчеркнуть, что мы не идем по пути милитаризации нашей экономики. У нас на национальную оборону в этом году выделяется 3 триллиона 116 миллиардов рублей. Если посчитать по действующему курсу (сколько сейчас 74 рубля доллар), это будет где-то 42 миллиарда долларов. Всего 42 миллиарда долларов. У Соединенных Штатов расходы уже зашкаливают за 770 миллиардов долларов. Если в абсолютных величинах, то Россия где-то в десятке, причем на последних строчках в десятке. Впереди не только США – Китай, Индия, Саудовская Аравия, все ведущие европейские страны: ФРГ, Франция, Великобритания. Даже такие страны, как Япония, и то чуть больше, но все-таки тратят на национальную оборону, чем Россия, несмотря на то что у них по Конституции и армии вроде бы как нет. И все равно больше тратят. Но для нас важны, конечно, траты в процентном отношении, это совершенно очевидно. Но и здесь в прошлом году у нас была цифра 3,1% от ВВП, в Штатах, кстати говоря, это 3,3-3,4%. В странах НАТО – 2%. Не везде, но стремятся к тому, чтобы было 2%. Но такие страны, как, скажем, Саудовская Аравия, у них 8,4%, а в Израиле, по-моему, 5,3-5,4%. А у нас, наоборот, понижающийся тренд: если в прошлом году было 3,1, в этом году уже 2,7 или 2,6 даже. У нас ничего подобного с милитаризацией экономики нет и в помине", – заявил Владимир Путин.
И тем не менее даже при таком, казалось бы, удивительном соотношении меньших расходов, чем у других, меньших не то, что в разы, а в десятки раз, у нас, по словам Путина, "самые современные из всех ядерных держав, самые современные силы ядерного сдерживания". "Можно твердо это утверждать: самые современные. У нас вообще появился новый вид стратегического оружия –планирующий блок межконтинентальной дальности "Авангард" с гиперзвуковой скоростью. У нас появилось – ни у кого еще нет, но у нас есть – гиперзвуковое оружие, оно развивается. У нас появляются новые авиационные комплексы, которым нет аналогов в мире, боевые надводные и подводные корабли, самые современные, беспилотные аппараты. За счет чего? За счет рачительного отношения к тем средствам, которые государство выделяет на оборону, за счет сохранения и развития научных школ, подготовки инженерных кадров, за счет концентрации административных и финансовых ресурсов на самых актуальных, значимых направлениях развития Вооруженных сил. И за счет способности определить эти направления нашими специалистами", – подчеркнул глава государства.
А прогибаться в этих условиях бессмысленно. Нужно о наших делах думать и жить в своей повестке. Надежная оборона, к счастью, такую возможность гарантирует.
"И чего бы мы ни сделали, как бы мы ни стремились удовлетворить аппетиты тех, кто пытается нас сдерживать, все равно сдерживание будет продолжено, потому что многим из наших оппонентов, так их назовем, такая страна, как Россия, просто не нужна. Но она нужна нам с вами, нужна нашим людям, гражданам Российской Федерации, и мы будем делать все для того, чтобы не только сохранить ее, но и упрочить, усилить", – заверил Путин.