И снова о событиях в Минске, точнее, о реакции на них. Что здесь представляет отдельный интерес – так это двойные стандарты, которые в очередной раз ярко проявило западное сообщество. В частности, глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин рекомендовал зарубежным партнёрам быть последовательными и тренировать память.
Предложил вспомнить 2014 год, когда лично он в бытность вице-премьером летел в Кишинёв. А власти Румынии и Болгарии пытались приземлить российский правительственный спецборт на свои аэродромы, чтобы арестовать Рогозина – в связи с наложенными на него санкциями.
По сути – настоящее пиратство. Но тогда озабоченности в ЕС или за океаном никто почему-то никто не выразил. Зато сейчас, цитируя того же Дмитрия Рогозина, "младо-натовский курятник раскудахтался, стоило только сцапать их агента". То есть – Романа Протасевича. И кстати: ничуть не меньше всё это удивило официального представителя МИД Марию Захарову.
Вот текст с её страницы в Фейсбуке (запрещена в РФ): "Шокирует то, что Запад называет случай в воздушном пространстве Белоруссии шокирующим". Поскольку история как раз-таки "принудительных посадок" в разнообразных вариациях у самого Запада очень даже богатая.
Случай экстраординарный и незаконный. Лицемерие со стороны США и Европы. А ведь прецедентные случаи с вынужденными посадками самолётов – есть. И они далеко не единичные.
"Либо должно шокировать всё: от принудительных посадок в Австрии самолёта Президента Боливии по запросу США, и на Украине после 11 минут взлёта белорусского борта с активистом Антимайдана. Либо не должно шокировать аналогичное поведение других", – заявила Мария Захарова.
Так мир не шумел, когда в 2010 году власти Ирана посадили у себя на территории самолёт киргизской авиакомпании. Тогда на борту задерживали суннитскую террористическую организацию "Джундалла". Или 2012 год. Сирийский самолёт. Рейс Москва-Дамаск. Турецкие ВВС сажают воздушное судно в Анкаре. Провели обыск, конфисковали груз запчастей для военных радиостанций. В таких ситуациях, если есть сигнал об опасности с высоты, его безоговорочно выполняют, в том числе с земли. Так произошло и в Белоруссии.
"Формально должен был быть Вильнюс. Он был ближе и самолёт туда направлялся. Ну, то есть, сажать нужно было. Но почему посадили в Минске? Это другой вопрос. Возможно, не было разрешения уходить на посадку в Вильнюс. А такое разрешение дают диспетчеры наземной службы. В тот момент, когда самолёт отправили на посадку, самолёт находился в воздушном пространстве Белоруссии", – поясняет Марина Трушина, сотрудник кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ.
Один из самых известных случаев экстренного приземления – 2013 год. Американцы добились, чтобы в Вене сел самолёт президента Боливии Эво Моралеса. Подозревали, что на борту мог находиться Эдвард Сноуден. И такая посадка, по мнению властей США, была мерой демократической. Зато в случае с Минском на Западе ни о какой демократии речи не идёт.
"Арестовывали не самого Моралеса. Предполагали, что там Сноуден. Брать человека за то, что он является лидером общественного мнения в вопросах защиты гражданских прав в интернете – его пытались посадить в трёх странах – это нормально? Все системы разные. Вот, допустим, сажать самолёт Ирана – это нормально. Или организовывать военные действия в Белоруссии – это нормально. Кстати, военная операция спецслужб Украины перед выборами в Белоруссии до сих пор не получила правовой оценки – это законно? Протаскивать людей, отменять рейсы, только по другим причинам", – вспоминает Дмитрий Абзалов, политолог.
Семь лет назад Украина подняла два истребителя МиГ-29, чтобы принудительно посадить в Кишинёве лайнер с российской делегацией. Тогда её возглавлял министр культуры России Владимир Мединский. "Угроза безопасности страны" – так киевские власти назвали в 2016 году посадку самолёта "Белавиа". Не успел вылететь из украинской столицы – вернули обратно. Сняли с борта активиста Антимайдана Армена Мартиросяна.
"Если идёт заявление о захвате самолёта, причём это не обязательно делается бумажками на территории аэропорта. Если позвонили в диспетчерскую или в аэропорт, предположим, Минска, что возможен террористический акт – целый ряд стран обязует сажать самолёт на территории своей страны. Посмотрите закон Израиля – они вообще предполагают уничтожение самолёта", – поясняет Дмитрий Абзалов, политолог.
Международная организация гражданской авиации ICAO однозначно пока не высказывалась по поводу ситуации в Минске. Пока только назначили встречу дипломатов. Зато лидеры ЕС без окончательного расследования, молниеносно разразились угрозами и санкциями.