Тема:

Ситуация в Белоруссии 1 месяц назад

Европа отдалилась от Минска: как зигзаги в небе отразятся на туристах

Зигзаги и неожиданные повороты – именно так теперь выглядят маршруты многих авиакомпаний над Восточной Европой. Дальше всех пошла Литва. С ночи 25 мая 2021 года Вильнюс не только перенаправляет все свои рейсы, но еще и не будет принимать у себя в аэропортах любые самолеты, которые пролетали над территорией Белоруссии.

Главный вопрос, который волнует в связи с последними событиями россиян: а не повлияет ли рекомендации ЕС избегать полетов в белорусском небе на их грядущие перелеты? Минск российские туристы привыкли использовать как транзитный хаб. И если в большинство европейских стран прямые рейсы уже возобновили, то в Египет и Турцию россияне последнее время привыкли летать именно через белорусскую столицу. Как мы будем летать этим летом, и не ждать ли роста цен на билеты?

Зигзаги и неожиданные повороты – именно так теперь выглядят маршруты многих авиакомпаний над Восточной Европой. Лайнер польского перевозчика LOT летит из Сеула в Варшаву. После 7 тысяч километров и 10 часов в небе этот самолет еще делает дополнительный крюк на север в сторону Латвии – все ради того, чтобы облететь Белоруссию.

Также теперь летают "Австрийские авиалинии", Iberia, Air France, Finnair, Singapore Airlines, Lufthansa, KLM. Сохраняют репутацию и при этом теряют время и деньги – свои и, в конечном счете, своих пассажиров.

Дальше всех пошла Литва. С ночи 25 мая 2021 года Вильнюс не только перенаправляет все свои рейсы, но еще и не будет принимать у себя в аэропортах любые самолеты, которые пролетали над территорией Белоруссии.

Возникали опасения, что Литва запретит и транзит через свое воздушное пространство любых рейсов, если их маршрут проходит над Белоруссией. Такая публикация 24 мая появилась в Bloomberg. Но эти прогнозы не подтвердились.

На маршрутах российских авиаперевозчиков, которые осуществляют рейсы в Европу и в Калининградскую область, нынешняя ситуация никак не сказалась. Российские компании, как и прежде, летают через воздушное пространство Белоруссии и затем Литвы. Никаких изменений на данный момент ни в маршрутах, ни в расписании нет.

Только в Калининград каждый день летают десятки рейсов российских авиакомпаний. Аэропорт "Храброво" принимает от двух до четырех самолетов каждый час. Проблем с транзитом через Литву нет.

"Авиакомпания Azur Air продолжает выполнять полеты над Белоруссией и другими странами. Маршруты авиакомпании не изменились, никаких ограничений со стороны регулятора авиакомпания не получала", – отметила пресс-секретарь авиакомпании Дарья Раздобудкина.

Из российских авиакомпаний решение Литвы может отразиться только на Аэрофлоте, да и то незначительно. У Аэрофлота есть один рейс в неделю по пятницам из Москвы в Вильнюс. И если лайнер, как и всегда полетит через Белоруссию, то совершить посадку в Литве он не сможет.

Сейчас этот рейс не отменен. Более того, билеты по-прежнему есть в продаже, правда по цене в 55 тысяч рублей за два часа полета в один конец. Что будут делать с этим рейсом – отменять или корректировать маршрут – пока не ясно. Официальных заявлений Аэрофлота нет.

По-прежнему используют воздушное пространство Белоруссии турецкие авиакомпании, Air China, Air Hamburg, Korean Air, американские грузовые перевозчики FedEx и DHL.

Кто действительно почувствует на себе новые европейские санкции в отношении Белоруссии – это пассажиры, которые привыкли за последние годы летать в Киев через Минск. Это направление теперь недоступно.

В СНБО Украины еще 24 мая заявили о полном прекращении авиасообщения с Белоруссией. Впрочем, в совете директоров аэропорта Киев с такой политикой властей не согласны. Там уже подчитали убытки и требуют компенсации.

"Это для аэропорта очень большая потеря. Белорусские рейсы приносили аэропорту Киев, который сейчас переживает не очень легкие часы, 10% доходов", – отметил председатель совета директоров аэропорта Денис Костржевский.

Ранее по направлению Минск–Киев летали от 3 до 5 тысяч человек в месяц, а в доковидные времена больше 10 тысяч.

Что касается аэропорта Минска, то значительную часть российских транзитных пассажиров он все же должен сохранить. С начала пандемии и с приостановкой выдачи шенгеновских виз, россияне мало пользовались европейским направлением, но активно летали на юг, в том числе через Белоруссию.

"Прежде всего речь идет о пассажирах, которые летают из Белоруссии в Египет и Турцию. Это недорого, билет в Стамбул стоит около 14 тысяч рублей. Маршруты в эти страны не проходят над странами ЕС. И даже в случае развития ситуации и возможных ограничений, самых востребованных у россиян транзитных маршрутов это не коснется", – уверяет PR-директор Aviasales Янис Денис.

А вот для белорусов Европа теперь станет ощутимо дальше. Летать туда придется, видимо, через Россию. Как минимум до октября отменены полеты "Белавия" в Лондон и Париж, приостановлены совместные рейсы с Finnair в Хельсинки.

Правда, и здесь не все страны готовы моментально и беспрекословно подчиниться рекомендациям саммита ЕС.

25 мая из Минска в Стокгольм отправился рейс "Белавия". Литва, вроде бы закрывшая свое небо для белорусов, этот лайнер пропустила, Швеция приняла.