За выступлением президента Белоруссии Александра Лукашенко, по всей видимости, внимательно следили в Европе. Швейцария не согласилась с тем, что посылала в Минск сигнал о бомбе на борту Боинга. При этом западные соседи Белоруссии продолжают наращивать давление. Как теперь устроена авиационная блокада на личном опыте сегодня узнали пассажиры рейса Минск-Барселона. Самолет вернулся в аэропорт вылета. В белорусской столице фактически под бойкотом может оказаться европейский чемпионат по велогонкам. А запрещенный флаг белорусской оппозиции теперь развевается и в Вильнюсе.
"Минск-Арена" – один из лучших велотреков Европы. Тут не раз проводились соревнования мирового уровня, но на европейское первенство, которое запланировано на конец июня, теперь не поедет сборная Нидерландов.
"В нынешних условиях поездка в Белоруссию не оправдана. В настоящее время преимущества спорта не перевешивают недостатки. Мы решили, что не поедем. Это не политическое заявление, мы приняли это решение исходя из соображений безопасности и благополучия гонщиков", – заявил генеральный директор Королевского велосипедного союза Нидерландов Торвальд Венеберг.
Вслед за ними отказываются от участия в чемпионате Германия и Великобритания, и англичане выражаются уже вполне определенно – это связано с антибелорусскими санкциями Евросоюза.
"С учетом того, что 27 стран – членов ЕС приказывают авиакомпаниям не летать над Белоруссией и обещают ей дальнейшие экономические санкции, Европейский велосипедный союз, безусловно, не сможет проводить свои гонки в Минске", – заявили в федерации велоспорта Великобритании.
С авиасообщением пока еще путаница. Какие-то страны пускают самолеты Belavia в свое воздушное пространство, какие-то – уже нет. Лишний час в воздухе для авиационного лайнера стоит до 20 тысяч долларов.
"Авиасообщение во всем мире по-прежнему очень подавлено, поскольку пандемия продолжается, и фактически Европа является одним из наиболее пострадавших регионов, и закрытие воздушного пространства Беларуси, конечно, ударит по европейской авиационной отрасли", – считает авиационный аналитик Джон Стрикланд.
Сегодня кружил у границы с Польшей рейс Минск-Барселона. И поляки, чтобы снять с себя ответственность, сообщили, что не дает разрешения Франция, хотя к вечеру и сами определились – не пускать.
"Говорили, что возможно нас дозаправят и мы найдем обходной путь, чтобы не пересекать воздушное пространство Италии и Франции, которые нас не пустили. Но к сожалению не удалось", – говорит пассажир рейса.
И эти маневры точно не способствовали безопасности пассажиров. Хотя именно заботой о пассажирах прежде всего объясняют на Западе свои санкции против Белоруссии.
К хору осуждающих сегодня присоединился и голос военного блока НАТО.
"Я решительно осуждаю вынужденную посадку пассажирского самолета на пути из одной столицы НАТО в другую. Это равносильно государственному воздушному пиратству и ставит под угрозу большое число граждан стран-союзников", – заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг.
Белоруссия уже фактически разорвала дипломатические отношения с Латвией за то, что в Риге на чемпионате мира по хоккею белорусский государственный флаг заменили бел-червонно-белым. Но теперь такой же – над мэрией Вильнюса, а скрывающаяся там белорусская оппозиция активизировалась, записав обращение к гражданам, каких уже полгода не делала.
"Режим на грани тотальной изоляции. Как никогда прежде. Европейский союз, США, Великобритания, Япония, Канада и другие страны уже действуют и делают все возможное, чтобы помочь нам, белорусам", – сказала координатор оппозиции Ольга Ковалькова.
Запрет на полеты из Минска, кстати, может помешать эмигрировать тем же белорусским оппозиционерам, которые еще остаются в стране. Но это европейские столицы не заботит. Вильнюс обещает блокаду расширить, а вот литовские транспортные компании тратить в угоду политикам лишнее время и бензин не готовы.
"Литовские перевозчики должны продолжать движение через Белоруссию, несмотря на рекомендацию министерства иностранных дел гражданам Литвы – избегать соседней страны", – заявил глава Национальной ассоциации перевозчиков Linava Ромас Аустинскас.
В Польше и Литве у белорусских посольств митинги, и в Минске уже заявляют, что дипломатам попросту не дают работать. Представительство Белоруссии в Канаде и вовсе придется в ближайшее время закрыть.