Ощущения от первого выстрела: "либо ты, либо тебя", "я ни о чём не жалею" – это из интервью 2015 года бойца с позывным Ким признанному иноагентом в России "Радио Свобода".
Ким рассказывает, как воевал на Донбассе в батальоне "Азов". На фотографии под заголовком лицо закрыто. Но вот фото из телефона Романа Протасевича – один в один. Он и есть – боец "Ким".
"Бравировал тем, что участвует в этих военных действиях, не считая это ни постыдным, ни позорным!" – говорит заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.
В другом интервью "Ким", то есть Протасевич, говорит, что "участвовал во всех операциях "Азова", что он "такой же боец, как и все".
Родители сооснователя НЕХТЫ, признанного в Белоруссии экстремистским ресурсом, на пресс-конференции в Варшаве уверяют, что Роман, мол, просто "журналист", а фотографиям доверять не стоит. Хотя Дмитрий Протасевич признавал ранее, что его сын воевал на Донбассе на стороне Киева.
"Сейчас пытаются сделать из него сакральную жертву, что он, мол, такой бедный-несчастный. Да какой он бедный-несчастный, ребята?! Вы все видели фотографии в сети, как он воевал в составе карательного отряда "Азов". Мы все видели фотографии его подельников!" – говорит Алёна Родовская, обозреватель "Альфа Радио" (Белоруссия).
У одного из них, Станислава Гончарова, было прозвище "машина террора" – он даже тату такое набил, а на спине – свастику. Гончаров воевал в "Азове" с 2014 по 2016 годы. В Белоруссии осужден на семь лет за грабёж, разжигание национальной вражды и хранение порнографии с целю распространения в сети. Такие вот у Протасевича сослуживцы.
А его бывший "коллега" по экстремистской НЕХТЕ Степан Путило – такое впечатление, сейчас больше печётся о себе, чем о прежнем соратнике. Уж очень боится белорусского КГБ: "Мы просим мир, просим Польшу – дополнительную помощь, дополнительную охрану. Сделать в том числе международное давление!"
На пресс-конференции в варшавском "Белорусском доме" не прозвучало ни одного доказательства, что Протасевич на Донбассе якобы "журналистом" работал.
А вот брифинг Генпрокуратуры в Луганске вышел гораздо сильнее. Официально заявлено, что Роман Протасевич служил в должности заместителя командира связи второй ударно-штурмовой роты батальона "Азов" с лета 2014 по зиму 2015 года. И не просто служил.
"Применяя тяжелое вооружение, пушки МТ-12, гаубицы Д-30, минометы и зенитные установки, совершил ряд особо тяжких преступлений, выразившихся в осуществлении обстрелов населённых пунктов Донецкой народной республики, что повлекло гибель и ранения мирных граждан", говорит Инна Семёнова, официальный представитель Генпрокуратуры ЛНР.
Работа Протасевича в Белоруссии на прозападные СМИ вроде "Еврорадио"; стажировка в США и, наконец, польская НЕХТА – всё это было после "Азова".
"Допустить к крупным финансовым потокам, – говорит эксперт Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин, – могли только тех лиц, которые прошли как раз через украинский котёл, и у них уже руки в крови, у них обратного пути не было. Это такая классическая модель, которую используют страны НАТО".
В отношении Протасевича Генпрокуратура ЛНР возбудила уголовное дело по факту участия в деятельности организации, которая признана в республике террористической. Ему инкриминируют, в том числе, статью геноцид. Вполне ожидаемо для бойца карательного батальона.