На совещании с правительством по текущей экономической ситуации президент России поставил точку в дискуссии об обязательной вакцинации населения от коронавируса. Острая тема обсуждается уже несколько недель. Путин высказался однозначно: вводить обязательную вакцинацию нельзя: "Еще раз хочу обозначить здесь свою позицию. На мой взгляд, вводить обязательную вакцинацию нецелесообразно и нельзя. Граждане должны сами осознать эту необходимость, понять, что если они не сделают прививку, то могут столкнуться с очень серьезной и даже смертельной опасностью, особенно это касается людей старшего возраста.
С другой стороны, президент призвал россиян проявить сознательность, привиться и тем самым защитить себя и своих близких. Другого варианта справиться с пандемией в современном мире просто не существует.
"Крайне важно последовательно снижать риски распространения инфекции. И, как уже не один раз говорил, для этого необходимо сформировать так называемый коллективный иммунитет. Самый правильный и цивилизованный способ решить эту задачу, безусловно, об этом говорят специалисты не только в нашей стране, а во всем мире, – это широкая вакцинация. Хотел бы еще раз подчеркнуть и обратиться ко всем нашим гражданам: пожалуйста, подумайте как следует. Имейте в виду, что российская вакцина – это показывает практика уже миллионного применения – она самая надежная сегодня и самая безопасная, и в нашей стране для вакцинации созданы все условия. Специалисты на основе полученной практики, еще раз хочу сказать, многомиллионного уже применения этой вакцины видят, что она не вредит здоровью, не приводит к каким-то серьезным осложнениям, но реально надежно защищает от угрозы заражения или предупреждает тяжелое течение болезни. Специалисты, ученые имеют надежные и обоснованные сведения на этот счет. Мы должны доверять их профессиональному мнению и прислушиваться к ним", – подчеркнул глава государства.
Весь январь они прожили вне времени. Их жизнь была "затоплена" чувством тревоги. Матвей перестал говорить. Уже не вставал с кровати. Наталья носила сына на руках. Диагностика показала: организм ребенка разрушен. В медицинской литературе это называется мультисистемный воспалительный синдром. Тяжелое эхо ковида, которое бьет по детям спустя несколько месяцев после болезни.
"Было поражение всего. Ужас на самом деле, да. И врачи не давали никаких гарантий", – вспоминает Наталья Мананкова.
Ковидом Матвей переболел за месяц до этого. Один день держалась температура – 37. И больше никаких симптомов. Даже насморка не было. Но так легко переносят болезнь не все.
"Бывают дети, у которых есть очень большой процент поражения легких. Есть необходимость кислородотерапии. К сожалению, были дети с летальным исходом", – сказала Светлана Баннова, заведующая отделением для детей с новой коронавирусной инфекцией СПбГМУ.
Тяжелых привозят в стационар. В два месяца и в два года – дети болеют ковидом по-взрослому. Ощутив своими крохотными легкими первое дыхание болезни, спешат переиграть инфекцию. Вакцины для детей пока нет. Но их можно защитить.
"Один из основных способов – это вакцинация взрослого населения. Потому что источником инфекции для детей являемся мы, родители", – отметила Светлана Баннова.
Екатерина Ивановна набегу отчитает мужа: пиджак надел, а маски забыли. Фельдшер выручит – в Меленск вакцину привезли. Не пропускать же прививку из-за пустяка.
В медпункте сегодня как никогда многолюдно: из городской больницы приехал терапевт. Своего врача в селе нет, только фельдшер. Перед уколом осмотрит каждого, о жизни поговорят.
Жизнь в селе – это сплошная работа. За околицей сеят пшеницу. На огороде сажают картошку. По сараям расселились кролики и бройлеры. На заднем дворе притаились ульи с пчелами. Жизнь не сахар – мед.
Клуб закрыт – не до концертов нынче. Только с соседями иногда встречались. Новости обсудить .
В селе ее все так зовут – Валерьевна. Татьяна Валерьяновна не обижается: за 36 лет работы фельдшером уже привыкла. Она обходит каждый дом, приглашая на прививку. О страшных последствиях болезни рассказывать никому не надо.
У Валерьевны сын тяжело переболел. Чтобы себя уберечь, она прививку сделала. Все на личном примере. Глава администрации Стародубского муниципального округа Александр Подольный в октябре привился "Спутником". Ведь каждый раз на встречах спрашивают: "Товарищ генерал, а вы?"
"Я генерал-майор полиции в отставке. Беседую с жителями и объясняю, что никто не умер от прививки, никто плохо себя не почувствовал. Народ все-таки больше стал понимать, что здоровье прежде всего", – говорит Подольный.
На Радоницу приезжали украинцы – здесь граница рядом. И тоже спрашивали о российской вакцине. Но "Спутник" в Незалежную не пускают. Американская Pfizer доступна не всем.
Дорога на Украину. Три километра до границы. Но так безлюдно здесь не было, кажется, никогда. Пандемия развела две страны еще дальше друг от друга. Рядом с пограничными столбами незримым барьером встал коронавирус. Домами не дружат, в гости не ходят.
С пограничной вышки он может увидеть дом своей матери, но приехать к ней не может – граница закрыта. "Политика. Мне туда опасно ездить. Приедешь – только одно: воевать будем? Вирус у них там есть, а прививок нет. Российскую вакцину просят, но ее туда не пускают", – говорит Николай Чмель, электромонтер.
Путь российской вакцины – от жесткой критики до признания – выдался нервным. В западной прессе сначала язвительно писали о "масштабном эксперименте на людях". Но сегодня вопросов к "Спутнику" не осталось.
"Мы видим действительно абсолютный ажиотажный спрос на российскую вакцину во всем мире. И это связано с тем, что она показывает лучшие результаты и с точки зрения эффективности, и с точки зрения безопасности. Важно, что это не просто российские данные, а это также данные Мексики, Аргентины, Венгрии, многих других стран, которые используют российскую вакцину", – заявил Кирилл Дмитриев, генеральный директор РФПИ.
От вспаханной земли идет густой и пряный дух. В бороздах пробиваются первые ростки молодого картофеля. Снующие с военной выправкой тракторы фрезеруют грядки – окучивают. В этом году они уже не остановятся – каждый второй сотрудник привился.
Здесь выращивают чипсовый картофель. Голландский сорт "Леди Клер". Капризный до невозможности. Хранится при температуре плюс десять градусов. Если отклониться от нормы, повысится сахар. За год пандемии ни один контракт не сорвали.
Срыв контрактов по гособоронзаказу – это не только штрафы. На брянском заводе делают электронику для боевых машин. COVID-19 выбивал из рабочего ритма целые смены. Останавливалась водородная станция – не каждого специалиста можно заменить. В прошлом году почти три месяца не работали.
С начала вакцинации прошло несколько месяцев, в ковидном госпитале областной больницы уже почувствовали: больных поступает меньше.
"Я думаю, если бы не было вакцинации, все бы бушевало и дальше. И было бы то, что мы пережили осенью и зимой 2020 года. Я не могу сказать, что после вакцины 100% никто не болеет. Люди болеют после вакцинации. Но все это проходит либо в легкой форме, либо абсолютно бессимптомно. То есть она не шагает семимильными шагами", – подчеркнул Сергей Галаганов, руководитель ковидного госпиталя – заведующий отделением сосудистой хирургии Брянской областной больницы №1.
Не семимильными шагами, но ковид все еще не отступает. Скорые привозят тяжелых пациентов. И каждый новый случай – это задачка для врача.
"Легкие не дышат. Жесткие параметры вентиляции, делается вес возможное и невозможное. К сожалению, мы теряем этого пациента. Это самая главная задача с одной неизвестной, которую, порой невозможно решить. Уходят пациенты, которые попадают на ИВЛ, у них большой объем поражения", – рассказал Сергей Галаганов.
Их бледно-серые лица заострились: безжизненным взглядом они буравят небо. Уходят не только пожилые, молодыми покидают этот мир, не справившись с болезнью.
Мария Родина еще долго будет помнить, как жадно глотала воздух, не могла надышаться. Так мучит жажда в сильную жару. Жар сковывал тело, отбирая последние силы. При каждом движении Мария ощущала свое бессилие.
"Не привилась, было некогда. Дом, работа… Жалею. Отзвонилась своим родным. Я готовлю к прививке пожилую маму и сына. Я считаю, что лучше сделать прививку", – признается Мария.
Каждый день в ее палату заходит врач, опутывая проводами слабое тело. Зарема слышит, как бьется сердце ее малыша. И ощущает новый прилив сил. Она все еще на кислородной маске. Истерзанными вирусом легкими трудно дышать.
"Я не помню свое состояние, когда меня сюда привезли. Помню только периодически открывающиеся глаза, надо мной куча врачей, которые постоянно что-то со мной делали: "Мы тебя выходим". И не обманули. Спасибо им большое. Вернули меня. Сейчас чувствую себя хорошо", – говорит Зарема Дубаева, пациентка Крымской республиканской клинической больницы им. Семашко.
Врачи республиканской больницы несколько раз в неделю выходят на прямую связь с коллегами из Национального центра Кулакова. История болезни Заремы Дубаевой – тяжелый случай.
Телемедицинские консультации идут одна за другой. После Крыма на связь выходит Нижний Новгород. Евгения уже родила сына. Мальчик здоров, но мама все еще в тяжелом состоянии. Она поступила на девятом месяце беременности. Поражение легких 15% за несколько дней увеличилось до сорока. Эта болезнь прогрессирует быстро, особенно у беременных.
"Буквально от нескольких дней до нескольких часов. При беременности достаточно ограниченное количество препаратов, которое можно ввести, чтобы это было безопасно для ребенка. Иногда приходится прибегать к досрочному родоразрешению, чтобы этих пациентов вылечить", – отметила Мария Чурикова, заведующая первым отделением ГБУЗ НО "ГКБ №29".
Зараженные ковидом беременные женщины в пять раз чаще попадают в реанимацию. Они так же нуждаются в защите, как и все остальные. Ученые и практикующие врачи заявляют: эту категорию пациентов надо в приоритетном порядке прививать от коронавируса.
"Те вакцины, которые применяются у нас, состоят из двух частей, там есть аденовирус, который не реплицируется, его потенциально можно вводить в виде вакцины для беременной женщины. Что лучше, родить ребенка и ты перенесешь какую-то в легкой степени коронавирусную инфекцию или ты можешь потенциально уйти из этой жизни и ребенок останется без тебя, я очень аккуратно говорю о том, что скорее всего, более прагматично рекомендовать провести вакцинацию женщинам, которые вступили в беременность", – сказал Геннадий Сухих, генеральный директор НМИЦ акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова, академик РАН.
Тяжелое течение болезни может быть опасно для ребенка. Зарубежные исследователи выяснили: у тех женщин, кто перенес ковид с высокой лихорадкой и тяжелой одышкой, чаще рождаются дети с патологиями: легкие малышей не развиваются, может быть поврежден мозг.
"Коронавирус в отличие от гриппа не убивает беременных, если так грубо выражаться. Бывают женщины, которые болеют тяжело во время беременности, но их немного, в основном переносится болезнь достаточно нетяжело, но дети, которые потом рождаются в результате этой беременности, в большом проценте случаев имеют тяжелые врожденные пневмонии. А что с ними будет, это мы уже посмотрим потом", – отметила Марьяна Лысенко, главный врач ГБУЗ "ГКБ №52 ДЗМ", доктор медицинских наук, профессор.
Предварительные данные клинических исследований показывают: "Спутник V" безопасен для беременных. Их можно прививать. Исследования вакцины на детях должны начаться летом. Ведь даже у здоровых и крепких эта болезнь может развиваться по принципу "отложенного взрыва". И остановить вирусную карусель не так легко.
"Мы были на консультации у кардиолога, и он говорит, что вы можете повторно и в третий раз переболеть. Никто от этого не защищен. Сейчас у него антитела уйдут, и он пойдет опять в коллектив, опять может подхватить. И организм начнет также сражаться. Начнет поедать себя", – вздыхает Наталья Мананкова, мама Матвея Мананкова.
После болезни Матвея Наталья с мужем сделали прививку. Пока нет одобренной "детской" вакцины, они сами могут защитить своего сына.