"Баллон находится в багажнике. Места он вообще не занимает", – показывает москвич Михаил Ловской. Эта иномарка – уже второй автомобиль, который автовладелец перевел на газ сразу после покупки. Говорит, работы обошлись в 30 тысяч рублей, зато теперь он экономит на заправке. Но после повышения цен на пропан-бутан выгоды стало куда меньше.
"Повышение цен – это всегда неприятно, в любом случае. Да, я это увидел, – говорит владелец машины. – Я еще помню те времена, когда там газ был по 15 рублей".
Такие цены уже невозможны, уверены эксперты. Сегодня стоимость пропано-бутановой смеси в некоторых регионах достигает 32 рублей за литр, хотя еще полгода назад была чуть больше 20. Причин тому несколько.
"В России нет какого-то регулирования цен на газ, в отличие от цены на бензин, поэтому все определяется рыночной конъюнктурой. Холодная зима, повышенный спрос – и, соответственно, скакнула цена на газ чуть сильнее, чем обычно", – пояснил директор ООО "Автостат" Сергей Целиков.
Впрочем, по расчетам Центра стратегических разработок, ездить на газу все еще выгодно. Так, сто километров пробега на бензине Аи-92 обойдутся в 360 рублей, а на газовой смеси при повышенном расходе – почти на 100 рублей меньше. Экономия за год может составить 30 тысяч рублей.
"Стоимость в первую очередь оперативных расходов снижается как минимум на треть, если мы говорим о дорогом пропане, и как максимум процентов на 50-55, если мы говорим о переоборудовании авто на метан", – рассказал исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли Мурат Кулиев.
Но все это возможно лишь в случае, если годовой пробег превышает 30 тысяч километров, отмечают эксперты. Кстати, стоимость переоборудования, по их словам, тоже возросла, а еще усложнился процесс оформления таких машин. Если те, кто уже ездит на газу, отказываться от него не спешат, то желающих поставить ГБО впервые поубавилось.
"Если тенденция увеличения цен на газовое топливо будет продолжаться, то целесообразность теряется. И в этом случае, я думаю, государство будет предпринимать определенные меры, чтобы вектор на газификацию сохранить. Но мы должны брать в расчет разовые затраты на установку этого оборудования", – отметил доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова, кандидат экономических наук Олег Чередниченко.
К слову, компенсация таких затрат пока возможна лишь при переходе на более дешевый метан, цена которого почти не изменилась, отмечают эксперты. В этом случае стоимость переоборудования достигает уже не 30, а 80 тысяч рублей, зато субсидии покрывают до 90 процентов расходов. Впрочем, легковушки на метане пока – большая редкость, а значит, для большинства автовладельцев такой вариант вряд ли актуален.