"Московские вокзалы – ворота города. Ежедневно они впускают и выпускают 30 тысяч пассажиров. Через Александровский вокзал входит в Москву иностранец на каучуковых подошвах, в костюме для гольфа. С Курского – попадает в Москву кавказец в коричневой бараньей шапке с вентиляционными дырочками и рослый волгарь в пеньковой бороде". Если бы Ильф и Петров описывали столичные вокзалы сегодня, то, пожалуй, слова бы подобрали другие. С тех пор вокзалов стало больше. Новый – Восточный – уже 10-й по счету и только он один в день пропускает 135 тысяч человек. И даже хорошо знакомый авторам Курский – они теперь узнали бы с трудом. Сегодня ему исполняется 125 лет.
Поезда дальнего следования на Курском вокзале все чаще заменяют скоростные "Ласточки", на которых путь от Москвы до Курска занимает теперь всего несколько часов. А в здании самого вокзала машина времени работает в обратном направлении, здесь реставрируют Царские палаты.
"Это помещение Царского павильона. То здание, то помещение, в котором будет приниматься как император, так и его семья, и та свита, которая вместе с ним приехала. Когда будут приезжать, естественно, в Москву и пользоваться этим вокзалом", — рассказывает москвовед, экскурсовод Ирина Вишнякова.
За советскими витражами реставраторы нашли залы ожидания 19-го века. Теперь восстанавливают их, но с поправкой на век 21-й. Начальник Курского вокзала Евгений Московой с гордостью показывает новое оборудование для пассажиров — зарядные устройства для гаджетов, встроенные в кресла: "Пассажир садится, спокойно включает телефон и заряжает".
Здание вокзала было построено архитектором Николаем Орловым в 1896 году. Первый раз его решили снести в 1930-е годы. Но проекты были настолько амбициозными, что денег на них не нашлось. "Комплекс должен был объединить районы Москвы, лежащие по разные стороны железнодорожных путей. Предполагалось даже, что на крыше здания будет площадка для приема малой авиации", — погружает нас в историю заместитель главного хранителя Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Наталья Шашкова.
Но в 1970-е Курский все же перестроили. Убрали все башни, колонны, надстроили несколько этажей сверху и закрыли все новым фасадом.
"В январе 1973 года я первые раз приехал в Москву на Курский вокзал, самый большой в Советском Союзе. Мне, 15-летнему, казалось, что он бесконечен!" — вспоминает народный артист России Игорь Скляр.
Это сейчас мы с грустью вспоминаем тот Царский вокзал. А в 1970-е именно эта конструкция из стекла и бетона нравилась всем. И каждый советский человек, даже если в Москве ни разу не был, точно знал, как выглядит Курский. Ведь здесь начинается фильм "Спортлото-82" Леонида Гайдая. Сюда приезжает провинциалка Нина из фильма "Карнавал" Татьяны Лиозновой. Ну и, конечно, сложно найти человека, который не вспомнит этот костюм — на "Мосфильме" до сих пор бережно хранят наряды Веры Алентовой из фильма "Москва слезам не верит", в котором героиня возвращается с дачи Тоси.
Царская эклектика, советский модернизм, теперь вот век новых технологий. Единственное, что за 125 лет не изменилось на Курском – поезда отправляются точно по расписанию.