В Гатчине состоялось открытие памятника царю-миротворцу Александру III. В церемонии принял участие Владимир Путин. Президент приехал туда после окончания Петербургского международного экономического форума.
Гатчина словно вновь обрела хозяина. Бронзовый исполин. Сам император вернулся домой. В любимых кирзовых сапогах, его собственное изобретение, мундире с орденами. Трон и мантия. И это уже совсем аллегория – не просто накидка, а словно сама Россия и груз ответственности за страну. В импрессионистской манере, крупными мазками, так и масштаб фигуры действительно виднее.
13 лет жизни царской семьи были связаны с этими пейзажами. После смерти царя-освободителя Александра II Александру III настоятельно рекомендовали скрыться в 42 верстах от столицы. Восемь покушений на отца ставили под угрозу жизнь нового императора.
Огромная сила вместо светского изящества, взгляд исподлобья – все это есть в статуе. Памятник расположился во внутреннем дворе Арсенального каре Гатчинского дворца. Сюда выходили окна и царских покоев. И это не высокие окна парадных залов в верхнем этаже, а совсем маленькие окошки между этажами.
Антресольный этаж, потолок – два метра. Александр (ростом 193 сантиметра) почти цеплял головой своды. Эти помещения были выбраны по одной простой причине: отапливались легче и быстрее.
Интерьеры восстановлены. Рабочий кабинет, сразу три письменных стола. В течение дня на них скапливались документы, и государь не ложился спать, пока не разбирался со всеми. За окнами – пруд, на берегу которого по легенде и прозвучало знаменитое: "Пока русский царь удит рыбу, Европа может и подождать".
"Александр III был первым, который сказал, что Россия – это не только Европа, мы европейская страна, но мы особая цивилизация, мы должны взять самое лучшее из Европы, самое лучшее из Азии, самое лучшее у людей и народов, которые тысячелетиями жили на нашей земле, и мы должны найти свой собственный путь", – отметил помощник президента Владимир Мединский.
После Павла жизнь всех государей в большей или меньшей степени была связана с этим огромным дворцом и парком-лесом. Александр II страшно любил охотиться.
"Этот медведь всегда стоял в Арсенальном зале, и он выполнен в память о событии, которое произошло 9 марта 1865 года. В этот день недалеко от Лисино была охота, навстречу императору Александру II неожиданно вышел медведь. Император успел сгруппироваться, схватить ружье и с одного выстрела этого медведя убил", – рассказала Александра Фарафонова, старший научный сотрудник ГМЗ "Гатчина".
Возвращение этих предметов в коллекции каждый раз – огромный праздник. Фашисты несколько лет уничтожали дворцы и парки под Ленинградом. Пепелище – вот что было на месте Царскосельского дворца. Фашисты разоряли его планомерно несколько лет подряд. Шелк со стен Лионского зала резали на украшение своих землянок и крестьянских изб, в которых ночевали. Канделябры тащили в подарок своим фройляйн. И то, что Лионский зал сверкает, как раньше, – это просто чудо.
Вдох на входе и выдох на выходе – абсолютно невероятное зрелище. Лионский зал ослеплял императриц, и снова зрелище потрясает. Шелк. Чудо в том, что лионская фабрика, которая изготавливала ткань еще императрице, оказалось, до сих пор работает во Франции. 350 квадратов шелка наиболее выигрышно смотрятся с лазуритом.
Начали реставрацию Зубовского флигеля, впереди снова большая работа. И все же Царское село сверкает. Благодаря современным реставраторам полностью восстановлен и Петергоф. И в этом году завершена реставрация не главного Петровского, а уютного Екатерининского дворца. Всего 9 залов, восстановленных с максимальной тщательностью.
Шторы ткались на старинных станках на специальной реставрационной фабрике, полы – три вида древесины (дуб, дуб мореный и тик) – восстановлены по рисункам Растрелли. Портрет императрицы в желтой гостиной разыскали уже в Риге – немцы вывозили в Германию, да не успели. Вот он, в Желтом зале над накрытым столом с русским или гурьевским сервизом. 5 тысяч предметов! Здесь всего около 500. Каждый император, начиная с Александра I, доделывал тарелочки с русскими бытовыми сценками.
Это как будто новое рождение. Дворцы, парки – как при императорах. То, что было законсервировано в советские времена, уничтожено во время войны, сейчас снова радует глаз. Терраса-пристань в Гатчине активно реставрируется. По задумке архитектора, сооружение словно вырастает из водной глади и кажется крыльцом дворца. К одной из статуй по периметру не могли найти голову. Обнаружилась в соседней усадьбе.
Расцвет Гатчины, которую так полюбила семья Александра III, уже чувствуется. Цветы легли к бронзовой табличке у ног императора. "Вот я опять в нашей милой Гатчине", – любил повторять император. И для каждого посетителя Гатчина теперь так же мила, как и для него.