Тема:

Коронавирус 3 дня назад

Собянин: другого выхода нет

Мэр столицы Сергей Собянин констатировал: после соответствующего его распоряжения народ потянулся прививаться. Почему Москва принимает такие жесткие меры? Об этом Собянин рассказал в интервью "Вестям в субботу".

Москва переходит на новые правила: посещение ресторанов и кафе – по QR-коду, по которому можно проверить, переболел ты ковидом или привит. А если ни то, ни другое, то никакого ресторана. Как хорошо известно, где Москва, там завтра и остальная страна.

Когда недавно президент проводил соответствующее совещание, то он дал отдельное слово мэру столицы Сергею Собянину. И тот констатировал: после соответствующего его распоряжения народ потянулся прививаться. Почему Москва принимает такие жесткие меры? Об этом в интервью "Вестям в субботу" рассказал Сергей Собянин.

- Здравствуйте, Сергей Семенович. Я после теста.

- Я после вакцинации.

- Вы ревакцинировались?

- Ревакцинировался.

- А я вакцинировался в декабре. Вот сейчас замерил антитела. Они у меня еще даже поднялись. То есть с кем-то я встретился. Вакцина работает. Но не все такие, как мы с вами.

- Наверное.

- Сейчас тем более пришел новый вирус (дельта), который намного заразнее, чем уханьский, как его называли, южноафриканский, британский. Какая ситуация в городе?

- Ситуация такова, что мы переживаем заново эпидемию. Почему заново? Потому что мы с вами победили, можно сказать, уханьский вариант коронавируса. Им не болеет практически уже никто. Максимум 5%. И если бы не было новой мутации, то мы бы уже вышли из пандемии, никаких проблем бы не было. Я думаю, что заболеваемость бы ушла практически в ноль. Потому что 60% москвичей либо переболели, либо вакцинировались. И у них есть антитела, чтобы сделать коллективный иммунитет, который позволил бы прекратить эпидемию. Но новый штамм, конечно, совсем другой. Если раньше недели две инкубационный период шел, пока человек заболевал, сидел дома, смотрел сатурацию, температуру и только потом начинала болезнь развиваться, то сегодня это происходит буквально за считаные дни – до 5 дней. И количество антител, которое требуются для защиты от индийского штамма, их нужно в два раза больше по сравнению с уханьским штаммом. Это просто другая ситуация.

- Но многие ведь не вакцинировались до сих пор. Я сейчас к вам ехал – такая понятная примета – количество скорых на улицах Москвы здорово прибавилось в эти дни. Просто заметно.

- Конечно. Потому что мы госпитализируем в сутки около 2 тысяч человек. Только госпитализируем. А сколько людей приезжают для того, чтобы осмотреть больного, привести его в КТ-центр, сделать снимки… Конечно, создает огромное напряжение для медицинской системы. Но сейчас она нормализована.

- Сейчас справляется?

- Практически полностью.

- Как справляется?

- Мы мобилизовали 20 тысяч коек. Сегодня заняты чуть больше 14, приближается к 15 тысячам. Большой объем. Мы уже привыкли к таким большим цифрам. У нас вообще коек в системе здравоохранения Москвы, которые работают на экстренную плановую помощь, всего 35 тысяч. А тут 20 тысяч созданы только для ковида. По сути дела, еще одно здравоохранение параллельно создано для борьбы с ковидом. Там уже вопрос даже не в койках больничных, не в кислороде и не в ИВЛ. Там главное – люди, которые там должны работать: врачи, медсестры и так далее. Удвоилась нагрузка на систему работы скорой помощи, поликлинического звена, стационарного. И все работает, конечно, с серьезным напряжением.

- Нас сейчас смотрят не только москвичи, но и вся страна. Положа руку на сердце, у Москвы есть огромный ресурс. В стране его зачастую не хватает. Бурятия уже объявила локдаун. Что нужно сделать, чтобы остановить пандемию?

- Чтобы остановить пандемию, нужно одно: быстрая и масштабная вакцинация. Другого никто не придумал. Конечно, нужно соблюдать санитарные требования, необходимо масочный режим соблюдать в транспорте, в общественных местах, в торговле и так далее. Но это все временные меры. Для того, чтобы кардинально эту проблему решить, нужно вакцинироваться либо уйти в локдаун, все закрыть. Ну, хорошо, ты закрыл. Прошло две-три недели. Заболеваемость спала – ты открыл.

- И пошло по новой.

- И пошло по новой. И так до бесконечности. Но так не может продолжаться. Поэтому, если мы хотим нормально работать, нормально отдыхать, нормальную жизнь вести, то надо вакцинироваться. Надо понимать просто, другого выхода нет. Это не вопрос, хорошо или плохо. Просто другого выхода нет. Либо ты заболел, либо ты вакцинировался. Смотрите, многие города мира привились, они празднуют, выходят на улицу.

- В Нью-Йорке, например.

- Обнимаются, целуются. Для этого они привились. Мы сами нагнетаем эту истерию, что вредно и опасно. Послушайте, "Спутник V" прошел международные исследования. 35 тысяч человек участвовали в этом исследовании под международным контролем.

- Публикация в журнале The Lancet. Ничего более высокого нет.

- Поэтому мы ввели обязательную вакцинацию работникам, которые заняты в сфере торговли и услуг. И это сдвинуло ситуацию. Сегодня количество людей, которые записываются на вакцинацию, просто кратно увеличилось.

- Вы президенту сказали о 60 тысячах. Это было в среду. С тех пор?

- Вчера – 86 тысяч. И это как раз тот объем, который нам и требуется, чтобы в течение месяца добавить еще около 2 миллионов человек, сделавших вакцинацию. Это будет огромный шаг к тому, чтобы снижать заболеваемость и уходить от ограничений.

- Хватает вакцин?

- Вакцины хватает. Спасибо Министерству здравоохранения. Своевременно поставляет и в Москву. Мы открыли дополнительные пункты вакцинации в большом объеме и в парках, и в торговых центрах, и в поликлиниках. Проблем ни с записью, ни с вакцинацией сегодня в Москве нет.

- Вопрос для москвичей, но он важен по конкретике. Я честно говоря, тоже немножко запутался. С какого числа вступают в силу новые правила?

- Что вы имеете в виду?

- Что-то – с 25 июня, что-то – с 28 с июля…

- Все эти даты четко расписаны. Просто нужно обращаться к моему блогу. На mos.ru есть информация, Департамент здравоохранения свои пресс-релизы выпускает. Главное – нужно запомнить: не надо никаких дат дожидаться. Нужно идти и прививаться. Это самое лучшее, что вы можете сделать.

- Значит, в общепит, рестораны и кафе будут пускать по ПЦР-тестам?

- Да.

- Но это, по идее, значит, что каждые три дня их нужно сдавать. Государственная система справится с этим, может быть, частным лабораториям дать такое право?

- Неправильно расставляем акценты. В общепите нужно появляться тогда, когда у тебя есть защита, ПЦР не является защитой. Сдал ты ПЦР, пришел туда, получил дозу свою и заболел. Я имею в виду не дозу спиртного.

- Заразы.

- Вируса. Человек с ПЦР-тестом ни от чего не защищен. Поэтому факультатив такой: есть у тебя желание, иди сдавай ПЦР-тест. ПЦР-тесты сегодня в государственных лабораториях сдаются по направлению врачей и по показаниям, если хочешь срочный тест получить, – в частную лабораторию, это необязательная история. Наоборот, это просто некий такой компромисс, потому что если вы не вакцинировались, считаете, что у вас есть антитела, еще что-то, получите ПЦР-тест. Но главное условие – либо вы переболели, и мы знаем, что вы переболели в течение последнего полугода, либо вакцинировались. Когда люди говорят, давайте мы ПЦР получим и полетим отдыхать куда-то, слушайте, хорошо, ты ПЦР получил, ты видишь, что ты не болеешь, прилетел на отдых, где столпотворение людей, с гарантией там заболеешь, если у тебя нет соответствующей защиты организма. Поэтому надо сосредоточиться на двух вещах: либо ты уверен, что переболел и у тебя есть иммунная защита, либо вакцинируйся. Все.

- Что с транспортом?

- Транспорт продолжает работать. Другой вопрос, что, заходя в транспорт, надо надевать перчаточки и масочку в обязательном порядке, и не только на входе в метро, а во время поездки. У нас же как? Надевают, дошли до вагона, сели в вагон, стянули маску и считают, что свой долг выполнили. Это большой риск и для человека, который так ведет себя, и для окружающих. Маска – это святое в транспорте.

- Почему электронный QR-код, а не бумажный? Не у всех смартфон есть.

- Если вы пошли в ресторан или кафе, наверное, у вас есть все-таки телефон, у 99% точно есть. А у некоторых москвичей и не по одному. Почему не бумажный? Зайдите в Интернет, посмотрите, сколько там жулья всякого, которое обещает вам в течение нескольких часов доставить вам бумажный сертификат.

- К сожалению, много.

- Это невозможно. И нигде в мире по бумажным не работают. Ты можешь, конечно, бумажный взять сертификат в поликлинике при прививке, хранить у себя.

- У меня есть.

- В случае необходимости показывать, но сверка его будет все равно через электронную базу. Поэтому QR-код – самая надежная и оптимальная история. Понятно, что будут какие-то проблемы, потому что электронная система, особенно когда мы работаем с разными базами данных (Министерство здравоохранения, Минцифры, поликлиники, больницы, частные лаборатории), можете себе представить, сколько информационных систем должны канализироваться в одну точку, чтобы получить QR-код. Поэтому мы создали группу разбора, куда можно обращаться, call-центр, где сегодня работают около двухсот человек, в постоянном режиме помогают гражданам решить эту проблему. Есть какие-то сбои на mos.ru – смотрим на госуслугах. Если на и там есть проблемы, можем открыть в упрощенном порядке кабинет на mos.ru и там загрузить все ваши данные, если мы видим, что вы действительно есть.

- В таком случае – еще о том, как работает система. Я понимаю, что у части наших зрителей есть какие-то частные вопросы. Люди сейчас скажут, что же он их не задал, но все задать невозможно. А вот что действительно интересно – это то, что, несмотря на пандемию, продолжается открытие новых поликлиник в Москве. С учетом уроков пандемии, что там нового, как это теперь вообще выстроено?

- Мы практически каждую неделю будем сейчас открывать одну-две поликлиники, на прошедшей неделе открылись сразу четыре. По сути дела, это новые поликлиники, потому что мы от старых оставляем один остов, и тот укрепляем, модернизируем, даже подвалы, и те заново делаем. И это качественно другая поликлиника. И сам вид, и отделка, и инсталляции, и кондиционирование, удобные кабинеты для пациентов и для персонала, полностью оборудованные новейшим оборудованием, поликлиники укомплектованы необходимыми врачами, которые пользуются наибольшим спросом у населения, даже если это филиал. Другая логистика, маршрутизация пациентов, чтобы они не бродили по кабинетам. Если это дежурный врач, то это первый этаж, если это врачи общей практики, это второй этаж, если узкие специалисты, то третий, если администрация, то четвертый и так далее.

- Разумно очень.

- Была правильная логистика выстроена, удобная для пациентов, понятная для них. Конечно, это мощная информатизация поликлиник, вплоть до мелочей, вплоть до униформы сотрудников этих поликлиник. Это новая поликлиника, работающая по новым стандартам. Мы не останавливали практически не на месяц работы по реконструкции поликлиник и вообще строительство медицинских зданий. Около миллиона квадратных метров находятся в строительстве и реконструкции, мы планомерно работаем, работы несмотря на ни на что, идут в плановом режиме. Потому что мы всегда считали, и тем более сейчас, что медицина – один из главных приоритетов. Если кто-то сомневался, то, думаю, в сегодняшних условиях все сомнения отпали.

- Я вакцинировался в декабре. Оба раза была легкая сонливость. С тех пор вакцинировались мама, тетя, теща, жена. У всех тоже все нормально, температура только повышалась.

- Это же помимо медицинской защиты еще и психологическая.

- Безусловно.

- Когда человек находится в постоянном страхе заболеть это, может быть, еще и хуже самой болезни. Порой депрессивное такое состояние, постоянно гнетущее.

- Как вы ревакцинацию перенесли?

- Прекрасно, небольшое недомогание было чуть-чуть. И все. Но зато теперь антитела просто зашкаливают.