Австрийские шутцбундовцы: расследование "Вестей в субботу"


EPA

Покушение на Гитлера уже в апреле 1942 года. Что за советские австрийцы пробирались в его логово баварских Альпах, где разрабатывался план "Барбаросса"? Почему мы до сих пор об этом ничего не знали?

Вся эта неделя прошла под знаком 80-летия нападения гитлеровской Германии на СССР 22 июня 1941 года. Жуткую цену заплатил тогда советский народ за то, что Сталин игнорировал сообщения разведки о плане "Барбаросса". Подвиг народа бессмертен.

Вот что президент сказал на церемонии у Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду в Москве: "Врагу было мало завладеть чужой землей. Он пришел, чтобы истребить наш народ, а тех, кто останется, превратить в рабов, лишив родного языка, традиций предков, нашей культуры. Такого жестокого геноцида не знала история. И сегодня кровь стынет от того, какими методами нацисты и их пособники воплощали свои смертоносные планы, какие зверства чинили они над мирным населением – стариками, женщинами, детьми. Ответом ненавистному лютому злу стали духовное единство, сплоченность, массовый героизм советского народа. Вера людей в торжество справедливости, в нашу победу обладала непостижимой силой. И ради освобождения Отечества они все вынесли, прошли через горе, страдания, смерть в тылу и на фронте. Достигли вершин мужества и самопожертвования в пекле сражений, в тяжелейших вахтах на заводах и фабриках. И одержали поистине Великую Победу. Забыть это все невозможно. Вечная слава павшим за свободу и независимость Родины. Вечная им память".

Как ни странно это прозвучит, отдадим должное немцам. Сегодняшним немцам. 22 июня канцлер Германии позвонила президенту России и сказала приличествующие слова. Еще раз удивимся украинцам: и Порошенко, и Зеленский написали в соцсетях такое, что вообще невозможно понять, кто тогда и на кого напал. Бог им судья.

Ну, а мы отправимся на границу Германии и Австрии, туда, где стояла горная резиденция Гитлера Бергхоф. Он проводил здесь очень много времени. Не Берлин, не Нюрнберг, а это место было и мозговым центром, и сердцем его Рейха, который, покорив Европу, замахнулся и на Советский Союз.

Oбозревая окрестности, фюрер и придумал название для своего блицкрига в России: по местной легенде под горой Унтерберг спит и ждет пробуждения знаменитый крестоносец Фридрих Барбаросса.

Oт альпийского логова Гитлера осталось мало. Только небольшая часть бункерной системы, с автографами французов и американцев, которые без боя заняли Бергхоф 5 мая 1945 года, шахта лифта, ходивший между убежищем и основной резиденцией, которую после войны взорвали, потому что она превратилось в место паломничества неонацистов. Судя по затертому слову "Холокост" на информационном щите, они наведываются сюда и теперь. Аншлюс Австрии, аннексия Чехословакии, вторжение в Польшу – все решалось вот на этом месте.

Сбросить у этого логова десант с самолета и убить Гитлера – вот было бы решение. И только сегодня мы вместе с нашим собкором в Германии Михаилом Антоновым впервые можем толком рассказать только недавно рассекреченную историю, что в ночь с 20-го на 21 апреля 1942 года у самого этого логова Гитлера оказались два советских агента-парашютиста-диверсанта.

Сразу скажем, что этот материал мы готовили на основе документов, которые к нынешней годовщине рассекретила для нас Служба внешней разведки. По ее данным, речь – об операции "Виски" с участием агентов с позывными "Марат" и "Капитан". Правда, в СВР они до сих пор числились пропавшими без вести. А мы их следы сегодня найдем.

Какими были не позывные тех советских разведчиков, а их настоящие имена? На первый взгляд, наши люди: Петр Старицкий и Всеволод Трусевич. Именно такие русские имена значились в их советских загранпаспортах, по которым сначала они выдвинулись в Англию, – именно откуда самолет британских ВВС с ними на борту и вылетел на задание.

Но на самом деле так были дополнительно зашифрованы Лоренц Мрац и Франц Лешль. Немцы? Вроде да. Один из них очень даже органично выглядел в немецкой форме. Но нет. То были советские агенты из числа австрийских шутцбундовцев. А это кто такие? Наше расследование мы начнем не с Альп, а с подмосковных Жаворонок.

Скромная подмосковная дача – место, где живет удивительный человек, который выступил нашим гидом по истории.

- Меня зовут Федор.

- А по отчеству?

- Гансович.

- А родились вы где?

- А родился я в Ленинграде.

- А фамилия?

- Редлих (в переводе означает "честный", "добросовестный").

В переводе с немецкого. И отец этого человека тоже весьма органичен в немецкой форме. И тоже по-немецки говорил с характерным венским акцентом. В вермахт Гитлер призывал австрийцев наравне с германцами. Это не хроника, а послевоенное игровое кино "Память сердца". Так что, Ганс был из военнопленных пленных что ли и его заставили сняться? Нет.

Итак, наш новый знакомый – представитель совершенно удивительной категории советских граждан австрийского происхождения, многие из которых (и особенно их отцы) были, конечно, просто находкой не только для киношников, но и для советской нелегальной разведки. Вот и вернемся – к резиденции Гитлера на границе Германии и Австрии.

21 апреля 1942 года на склон горы Блауберг разбился английский самолет "Галифакс". Местные жители, когда добрались до обломков, не обнаружили на борту бомбардировщика бомб. Зато нашли двух советских агентов. Так появилась версия, что миссия "Галифакса" состояла в высадке десанта с целью ликвидации фюрера. Агенты были австрийцами. Но как они оказались в СССР и стали его гражданами? Заглянем в Вену.

На временном отрезке между падением Австро-Венгерской империи и включением страны в состав Третьего рейха австрийское левое движение влиятельно. В отличие от Германии коммунисты здесь активно работают с социал-демократами, и символом этого сотрудничества стал Карл-Маркс-Хоф – жилой комплекс, построенный для венских рабочих в конце 20-х годов. Именно отсюда в 1934-м австрийские левые (их военизированные отряды назывались "Шутцбунд") выступили с оружием в руках против набиравших силу и в Австрии фашистов. Ответ был варварский.

Вот что вспоминает Шарлотта Ромбах, дочь еще одного такого австрийца, который потом иммигрировал в СССР: "Здесь этих домов не было, и напротив на этом холме стояли пушки, и из них стреляли сюда. Они прямо в квартиры стреляли".

Выжившие бежали в Чехословакию. А оттуда – в СССР.

"Отец, он ни слова по-русски не знал. И тем не менее мама моя учила его специфическим таким способом. Она клала на стол вилку, ложку, ножик и говорила: "Вилка, ложка, ножик". Потом все это перемешивала, брала ложку и говорит: "Что это такое"? Он говорит: "Вилька". Она ему – раз в лоб. Все, запомнил", – вспоминает Федор Редлих.

Разбросало их по всему Советскому Союзу. Это, например, окрестности Кисловодска. Здесь на скале до сих пор звезда "Шутцбунда" (в переводе это значит "Союз обороны") и посвящение на немецком. Потому что мало кто знает, что именно те австрийцы основали на Кавказе школу советского альпинизма и горных лыж.

"Был такой Густав Доберл. Он был первый горнолыжник, кто спустился с Эльбруса. Потом его забрали в лагерь в 1937 году", – рассказывает Редлих.

О тех, кто выжил теперь уже в сталинснких репрессиях, вспомнили с началом Великой Отечественной. В конце концов кто как ни австрийцы ориентировались в Альпах, где было логово Гитлера, недалеко от которого в апреле 1942-го разбился британский Галифакс. Остается вопрос: был ли шанс на успешное завершение операции "Виски", если ее целью действительно была ликвидация Гитлера?

Фюрер не много перемещался по территории. Из обязательного – двадцатиминутная прогулка каждый день по одному и тому же маршруту: от своей резиденции Бергхоф до Чайного домика в горах. Сопровождали Гитлера около 20 человек. Вероятно, это был единственный шанс подобраться к цели достаточно близко. Разумеется, без какой-либо надежды на отступление. Но австрийцы-шутцбундовцы соглашались. Их община была вообще удивительной. Федор еще вспоминает про отца: "Его друг Фриц Фукс был зубным техником, как и моя мама. Он ухаживал за моей мамой, за Клавочкой Федотовой".

- Но папа перебил?

- Папа перебил. Но они остались, тем не менее, друзьями, и всю блокаду вдвоем были в Ленинграде: папа – на Кировском заводе, а Фриц по заданию центра был диктором Ленинградского радиокомитета, и ежедневно выходили его материалы. На немецком языке. Выносились на передовую громкоговорители, и он вещал. Он же вел допросы немецких солдат. Многие потом воевали.

Вот папка, которую мне передали из Службы внешней разведки. Кстати, в этом досье от СВР – фотография одного из тех двух советских разведчиков-австрийцев. Есть и в испанской форме. Все верно. Еще в середине 30-х и он, и десятки других оказавшихся в СССР шутцбундовцев отправились в Испанию на вообще первую в Европе войну с фашизмом. Именно там многих впервые привлекала советская разведка. А вернувшись, все они держали друг друга в поле зрения. Жили в одной комнате, за занавеской.

Интересующие нас советские разведчики-австрийцы Франц Лешль и Лоренц Мрац были профессиональными типографскими рабочими. Московская дореволюционная скоропечатня Левенсона в советские годы стала типографией "Искра революции". Специализация – публикация пропагандистских материалов на иностранных языках. И вот так была устроена советская жизнь, что в промежутках между выполнением заданием советской разведки австрийские коммунисты работали здесь наборщиками. Их и поселили здесь неподалеку – на Тверской. Тогда, правда, это была улица Горького. Но это не суть. Мы точно знаем, куда идем.

Откуда мы это знаем? Так ведь в архиве СВР нам дали советский паспорт Франца Лешля – с пропиской. Хотя в тогдашней Москве весь этот дом (Воротниковский переулок, дом 5/9) называли "австрийским". Но в прописке ведь есть и номер квартиры. Почему мы туда идем с цветочком? Сейчас поймете.

С началом войны эта квартира была зарезервирована под то, чтобы, если немцы займут Москву, в ней была бы нелегальная резидентура советской разведки. И именно здесь была сделана эта фотография: австриец-агент советской разведки облачился в форму офицера вермахта. Есть в досье в СВР и еще одно фото – тоже в немецкой форме и вроде как с родственниками перед отправкой на Восточный фронт. Правда, это фото осталось в Москве, потому что на оборотной стороне есть что-то вроде шпаргалки: "Это моя жена. Это старый вояка".

А дальше... Наверняка, многие видели эти печальные кадры хроники: в первые недели войны немцы взяли в плен сотни тысяч советских солдат. Но и Красная Армия с первых же дней брала довольно много пленных. Заглянем в то, что осталось от, кстати говоря, весьма комфортного лагеря, где пленных содержали в подмосковном Красногорске и где они и не догадывались, какую помощь оказали тем австрийцам, кто уехал в СССР еще до захвата их родины Гитлером, а теперь стали советскими разведчиками.

К концу войны в Красногорске действовала специальная антифашистская школа. Самых продвинутых военнопленных (из Германии, Австрии, Италии, Венгрии, Румынии) готовили в будущие средние руководители Компартий или социалистических стран.

Другое дело было в начале войны. В 1941-м здесь еще были любые военнопленные. Но этим-то они были ценны. К ним подсаживали советских разведчиков, чтобы они набрались у немцев, у австрийцев манерам. Какой он солдат вермахта? Как играет на губной гармошке? Как шутит? Как курит? И так далее. Переняв эти манеры, советские разведчики-австрийцы, конечно, еще заглянули на прощание в свои квартиры, ставшие нелегальными резидентурами, а стали собираться туда, где уже не московские переулки, а штрассе. Но как туда было добраться?

Последний документ в их московском досье СВР – авиабилет из тыловой Казани в Архангельск, откуда уходили пароходы Британию. Оттуда самолетом британских ВВС они и вылетели в центр Европы. В ту ночь была жуткая непогода – только этот самолет и взлетел. Поэтому, когда 21 апреля немецкое радио сообщило о том, что ночью в небе над Руром был сбит одиночный британский самолет, было понятно, какой. Однако на самом же деле, как стало понятно теперь, самолет продолжил полет через еще половину Германии до австрийской границы. Почти до резиденции Гитлера в Альпах. И рухнул.

Почему рухнул? Ошибка пилотов? Следствия, возможно, обстрела еще над Руром? Диверсия нацистского "крота", который испортил самолет еще в Англии? Провести расследование не было возможности – обломки отправили в переплавку. А все, кто был на борту, и наши агенты (под своими реальными именами), и экипаж, состоявший из английских, а еще, кстати, польских летчиков, похоронены на военном кладбище союзников в баварской деревне Дюрнбах. Смотритель мемориала, бывший офицер британских ВВС Пол Уиллинг – сторонник версии о попытке покушения на Гитлера.

Экипаж вез Гитлеру "подарок" на день рождения. Возможно, именно поэтому к операции были привлечены двое австрийцев. Очевидно, что они владели языком, знали местность.

Известно, что одним из первых до места катастрофы добрался егерь Карл Фегеле. Именно он нашел тела погибших, а в их багаже – поддельные документы, по которым и можно утверждать, что это был самолет с советскими разведчиками. Егерь получил за это грамоту от Геринга. Впрочем, есть также свидетельство некого Йозефа Штиха, который утверждал, что он был на месте еще раньше и нашел выжившего – одного из советских. На это, в частности, указывает то, что, увидев Штиха, человек достал пистолет и застрелился.

В 1945-м сформированный выжившими шуцбундовцами Свободный австрийский батальон вошел вместе с Красной Армией в Вену.

- Как австрийцы вообще относятся к русским?

- Да австрийцы ко всем хорошо относятся. У них это в крови. Они даже больше недолюбливают, по-моему, немцев, чем русских, – считает Федор.

Что еще известно о той операции?

Подтверждением версии покушения на Гитлера некоторые исследователи считают то, что информацию об уничтожении одиночного самолета (в общем-то, совершенно заурядный для 1942 года эпизод) немцы опубликовали в главном выпуске новостей на открытых радиочастотах, отправляя тем самым противнику сигнал о том, что разгадали истинную цель миссии "Галифакса". Но даже если это не так, и Мрац, и Лешль летели не в Бергхоф, а в Австрию для организации подпольной работы или проведения диверсий, это не отменяет главного: двое советских граждан погибли на боевом задании. Хотя до сих пор в наших архивах числятся пропавшими без вести. В реалиях прошлого это вообще клеймо предателей. Возможно, все детали этой истории не удастся восстановить, но можно восстановить справедливость.

Память обо всем этом хранят немногие. Но хранят. Хотя, конечно, когда он переходит на второй родной, немцы дергаются.