Преступники придумывают изощрённые способы, чтобы переправить незаконный товар через границу и подхватить его в Крыму. Но на пути у них встаёт СОБР Таможенной службы. Где бойцы находят морские и горные тайники и как задерживают вооружённых контрабандистов?
Скоростной катер Крымской таможни выходит из порта Севастополя в открытое море. Капитан даёт полный ход, "Дмитрий Менделеев" быстро огибает Херсонесский маяк и устремляется к мысу Фиолент. Скорость под 50 узлов – самый быстрый в акватории, от такого не уйти. На борту бойцы таможенного СОБРа с полной дайверской экипировкой.
В Крыму очень разный рельеф. Море и горы. Так что каждый боец должен чувствовать себя как рыба в воде ещё и на высоте. То есть, получается, они владеют сразу тремя стихиями. Землей – это обычные задачи. Воздухом – это альпинистская подготовка и, собственно, водой, это водолазная. Каждый боец должен уметь все.
Сегодня у сотрудников СОБРа особое задание – они должны найти самую экстремальную контрабанду. Преступники могут прятать незаконный груз в морской подводной пещере или прикрепить его магнитами к днищу корабля.
- Сейчас мы подплыли к месту, где условные контрабандисты сбрасывают незаконный груз. Вот он. Поехали. Раз, два и три – пошли.
Уникальные кадры работы СОБРа в экстремальных условиях. Отряд бойцов погружается на глубину в 30 метров. Они должны найти небольшую сумку в целом море. Даже если известны координаты, течение может отнести цель на десятки метров в сторону.
Дно Чёрного моря. Пока над дайверами ходят яхты с туристами, бойцы подают друг другу сигнал – нужно осмотреться. От экзотических рыб и донных зарослей лучше держаться подальше. Подводные пейзажи как в фильмах Жака-Ива Кусто – где-то наверху светлая точка солнца и тёмное пятно корабля. И вот, контрабанда найдена. На неё крепят сигнальный буй – можно подниматься на поверхность.
- Нашли?
- Предполагаемый объект найден!
Бойцы СОБРа работают не только под водой, но и на воде. Везде, где таможне нужна силовая поддержка. Вместе с сотрудниками морского отделения даже берут суда нарушителей на абордаж. Место службы непростое – международные пути, соединяющие Азовское, Средиземное и Чёрное моря.
"Непонятные действия начинает совершать… к прибрежной территории… как гаишник вычисляет пьяного водителя. Высаживаются и производят, допустим, блокирование ходового мостика. Блокирование команды, чтобы не могли уйти", – рассказал Михаил Буряк, начальник морского отделения севастопольской таможни.
Это тоже уникальные кадры: тренировка дайверов СОБРа – их готовят и в специальных бассейнах, где установлены макеты кораблей с винтами, и на суше. Например, в барокамере с тяжелейшими перегрузками – сотрудники должны уметь погружаться на глубину до ста метров.
- Судя по показаниям манометра, наши бойцы, которые сейчас проходят тренировку, находятся на глубине около двадцати метров, и сейчас мы будем имитировать их подъём на поверхность открыванием вот этого крана, который выпускает давление из барокамеры.
"Мы, проводя первоначальное обучение водолазов, делаем проверку проходимости костных пазух. То есть кандидатов в водолазы опускаем на 20 метров. Они даже не подозревают, что у них там не всё в порядке в гайморовых пазухах, лобных пазухах. Надо тренироваться, чтобы выдерживать давление. Это устойчивость к высокому давлению плюс устойчивость к наркотическому действию азота. На 100 метрах может наступить полный наркоз, и человек может полностью отключиться", – рассказал Владимир Медведев, специалист 1-й категории по учебно-методической работе отдела организации профессиональной подготовки спасателей аварийно-спасательной службы "Крымспас".
Из глубины Чёрного моря на вершину неприступной скалы. Те же бойцы, что надевали акваланги, теперь застегивают высотное снаряжение, чтобы штурмовать высоту. Большая часть отряда поднимается с другой стороны горы, прикрывая тем самым альпиниста и его напарника. Эти двое бойцов проверяют карабины и стропы – их жизни зависит друг от друга. Тридцать пять метров вверх и острые скалы, за спиной – Чёрное море. СОБРовцы покоряют вершину – любое неловкое движение смертельно опасно.
- Не страшно вообще?
- Сотрудник должен уметь преодолевать свои страхи и эмоции. Рельефы бывают разные. И навесные и над каньонами. И натягиваем переправы над каньоном с места на место. Конечно, такую красоту нельзя не замечать, нельзя не любоваться. Но работа есть работа.
У СОБРа Крымской таможни и на земле работа не такая, как у других – с местным колоритом.
- И от этого работа становится настолько же опасной, насколько и красивой. Вот мы, например, на крыше заброшенной грязелечебницы. Поднимаемся по ступенькам, а там вот такой вид на море.
Но любоваться красотами некогда. По легенде, в грязелечебнице укрываются контрабандисты, те самые, что пытались спрятать нелегальные грузы в горах и под водой. Бойцы СОБРа идут на штурм здания.
Сотрудник СОБРа Крымской таможни Константин рассказывает нам детали спецоперации. Все бойцы в масках – они часто работают под прикрытием и преступники не должны видеть их лица.
"Вы наблюдаете, как это делается с верхних этажей зданий с помощью альпинистского снаряжения. Вывесились 4 человека. Это две боевые двойки. Один сейчас перевернется вверх ногами и возьмет под контроль помещение для безопасного входа второго сотрудника. При появлении противника он сможет его нейтрализовать. Соответственно, более или менее безопасно войдёт второй", – пояснил сотрудник СОБРа Константин.
"На всех наших комплексных занятиях отрабатываются все элементы профессиональной подготовки, которые могут быть использованы непосредственно в работе. Отрабатываются разные элементы специальной подготовки: горная, легководолазная, высотно-штурмовая и десантная подготовка с использованием альпинистского снаряжения и легководолазного снаряжения", – рассказал начальник специального отряда быстрого реагирования Крымской таможни Виталий Тимошпольский.
Задачи в три раза сложнее, времени на их отработку – в четыре раза меньше. Если ФТС России в этом году отмечает тридцать лет, то СОБРу Крымской таможни всего 7. Его создали в 2014 году и отобрали для службы лучших бойцов со всей страны.
"Российско-украинская граница. Через Украину везут ряд товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию. Если взять Дальний Восток, они ориентированы, в основном, на пресечение контрабанды: крабов, морепродуктов, рыбы, леса. СОБР Северо-Кавказского управления работает, в основном, в горах. Ну и Калининград – это, в основном, контрабанда янтаря", – рассказал начальник отдела организации и планирования деятельности СОБР ГУБК ФТС России Сергей Яшкир.
За плечами крымских СОБРовцев сотни успешных спецопераций. В морских глубинах среди скатов и барабулек, на острых скалах Херсонеса и в Бахчисарайских холмах. Но даже в полной экипировке Крым они видят курортом… неприступным как граница, пока есть боевая задача.