Грандиозную авиационную аферу на этой неделе раскрыли подмосковные следователи. Они посадили, пока под стражу, летного директора крупной авиакомпании. Звучит невероятно, но топ-менеджера заподозрили в продаже места за штурвалом. За кресло пилота он якобы запросил 1,5 миллиона рублей. Правда ли, что в последнее время летчики вынуждены платить за путевку в небо, и почему, чтобы остаться в строю, они вынуждены совершать лихие виражи в карьере?
Здесь, под крылом самолета, каждый из нас в ответе за собственную жизнь. А вот там, в небе, мы полностью зависим от экипажа, его сплоченности и профессионализма. По сути, доверяем свою судьбу людям, которых даже не видим, а лишь слышим на борту лайнера.
Но что, если человек за штурвалом занимает чужое место, а кресло пилота и вовсе куплено? На этой неделе следователи задержали летного директора крупной российской авиакомпании. Мансур Бадраков якобы пытался продать путевку в небо. И теперь зашел на посадку – в СИЗО.
– Вы признаете вину?
– Нет.
– Вы торговали правами?
– Нет.
У оперативников другая версия. По их данным, бывший летчик военно-транспортной авиации Бардаков предложил своему подчиненному купить кресло пилота новейшего лайнера.
"По данным следствия, 21 июня летный директор одной из авиакомпаний через посредника, а именно через ведущего пилота-инструктора, получил взятку в размере 1,5 миллиона рублей за оказание содействия его трудоустройства в авиакомпанию. В момент получения денежных средств он был задержан сотрудниками ФСБ России", – информирует старший помощник руководителя ГСУ СК России по Московской области Ольга Врадий.
Посредником называют некоего Михаила Гусева. Вот, предположительно, его фото. Он сотрудничает со следствием и остается под подпиской о невыезде. Еще один фигурант дела, тот самый пилот, пожелавший купить место за штурвалом, судя по всему, находится где-то в облаках.
Прикоснуться к высокому – новейшему Airbus A320neo – хотели не только простые пилоты, но даже звезды шоу-бизнеса. Это световое шоу под звуки взлетающих самолетов – презентация первого подобного лайнера в России. Он приземлился в Москве четыре года назад. На этом фото Мансур Бардаков позирует в кабине воздушного судна на авиазаводе в Тулузе в момент передачи борта российской компании. Тогда никто не мог и подумать, что тот же Бардаков позже будет продавать это место своим коллегам.
"Это пощечина гражданской авиации. Когда мы узнаем, что туда уже проникла бацилла жульничества, коррупции и самых низменных поступков человека, это просто приводит в недоумение. Почему заболели небожители?" – недоумевает заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространтснадзора Олег Смирнов.
Причинами этой "болезни" эксперты называют престижность лайнера. Аббревиатура neo в переводе означает "новый вариант двигателя". Машина считается самой тихой в своем классе. Салон шире, чем у конкурентов, багажные полки вместительнее, больше места под креслами для ручной клади. Дизайнеры явно проявили заботу о пассажирах. А вот место в кабине не сильно отличается от самолета-предшественника.
Этот авиатренажер точь-в-точь повторяет кабину Airbus A320. Она почти одинакова во всех лайнерах, разработанных французской компанией. Зона 1 — потолочная панель: тут находится управление почти всеми системами. На козырьке приборной доски – автопилот. Это зона 2: здесь задаются параметры полета: курс, высота, скорость. Третья зона – сама приборная панель. Вместо привычных стрелок и циферблатов в А320 жидкокристаллические экраны. А это пьедестал – контроль за радиостанциями, метеолокатором. Все это лишь малая часть интеллектуальной начинки. И наконец то, что в обиходе называют джойстиком. Боковая ручка. В Airbus нет штурвала. На первый взгляд, командир воздушного судна может справляться с машиной одной левой. Но на самом деле, чтобы поднять эту махину в воздух, а потом грамотно посадить и справиться с любыми нештатными ситуациями, необходимы знания и огромный опыт.
Вместе с инструктором переключаем режим работы двигателя "в полет". Он, конечно, тренировочный. Но порядок действий максимально приближен к тем, что выполняют настоящие летчики.
"Ни один пилот не смотрит вот сюда, но разве что несколько секунд любуется красивыми видами. Мы смотрим только сюда. Безопасный полет находится здесь. От пилотирующего прибора пилота никто никогда не отвлекает ни на что", – рассказывает пилот-инструктор авиатренажера Святослав Орлович.
Новейший самолет – огромная ответственность и колоссальный опыт. Как же в этой цепочке появилось место подкупу? Эксперты объясняют: все дело в использовании машины, а значит, и в востребованности пилотов.
"С учетом того что этот самолет, ему будут ближайшие десятилетия авиакомпании отдавать приоритеты, у него больше будет налет. Конечно же, если у пилота есть рейтинг на данный вид воздушного судна, он получает преимущества и в загрузке рабочими часами, а значит, в зарплате и в трудоустройстве", – поясняет главный редактор авиационного интернет-издания Роман Гусаров.
Доходы командиров воздушного судна и вторых пилотов зависят от времени налета. Выходит, что место в кабине А320neo хлебное. А полтора миллиона рублей за него, судя по всему, были своеобразной инвестицией в будущее.
"Это разлагает общество, это показывает другим, что у нас важны не деловые твои качества, профподготовка, а важны просто деньги, за которые ты можешь приобрести себе должность. В плане безопасности полетов это опасно: какая у него подготовка, если он просто заплатил и стал пилотом? Может быть, он вообще не способен?" – возмущается президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов.
Как был не способен казанский пилот Рустем Салихов, командир Boeing, который восемь лет назад разбился при посадке в аэропорту столицы Татарстана. Тогда погибли 50 человек, включая экипаж. Следователи выяснили, что у Салихова не было достаточных навыков пилотирования. Он бывший штурман, переученный на пилота. Но, похоже, образование было фиктивным. К полетам Салихова допустили по поддельным документам.
Сейчас, в условиях пандемии, когда авиасообщение между многими странами приостановлено, количество рейсов резко сократилось. Во всем мире огромное количество пилотов осталось не у дел. Высокий спрос на полеты, видимо, и породил криминальные предложения.
"Так как сейчас пандемия, многие авиакомпании закрыли штаты. Набора нет – нет работы. Многие страны закрыты, но в связи с тем, что очень хочется работать и очень хочется летать, видимо, и пошел человек на такую сделку со своей совестью", – предполагает командир Airbus A320 Андрей Литвинов.
Компания, где работает арестованный топ-менеджер Мансур Бадраков, пообещала разобраться с бардаком, который, возможно, произошел по его вине. Перевозчик заявил, что окажет максимальное содействие следствию. Силовики тем временем собираются опросить всех сотрудников и пилотов авиакомпании, которые так или иначе пересекались по службе с фигурантом дела. Не известно, сколько еще летчиков могли за взятки совершить лихие виражи в своей карьере.