Впервые мы показываем летчика российских ВКС, который контролировал передвижение британского эсминца с воздуха, а затем и сбрасывал бомбы по курсу корабля-нарушителя.
В паре фронтовой бомбардировщик Су-24М. Отслеживать корабли стран НАТО – привычная задача для летчиков морской авиации Черноморского флота, но в этот раз почти сразу стало ясно: ситуация – экстраординарная, вторжение в территориальные воды.
"С командного пункта управления получили предварительные координаты местонахождения корабля нарушителя. Через 7 минут, зайдя в район, классифицировали данное судно как эсминец Военно-морских сил Великобритании. Выполнили над ним проход", – заявили российские военные.
Так один из таких проходов выглядел с палубы эсминца. До этого в рубке зазвучал сигнал тревоги. В момент противостояния на борту Defender – вот журналистская удача – оказались сразу двое корреспондентов британских СМИ. Один из них – из ВВС. В своих терминах, но он зафиксировал последовательность событий: "Как только Defender подошел на 12 миль к берегу, российский корабль береговой охраны совершает опасный маневр. Это российское судно береговой охраны подошло слишком близко к Defender, и сейчас пытается принудить его сменить курс".
Этот же момент – на оперативной съемке ФСБ с российского корабля. На записи хорошо видно и британского журналиста, и экипаж. И слышно, как на понятном английском языке наши пограничники несколько раз предупреждают нарушителя, чтобы он сменил курс.
Кадры британского телерепортажа подтверждают: сигнал Defender явно был получен. "Если вы не измените курс, я открою огонь", – предупредили с российского корабля. После этого британские моряки надели специальные колпаки и перчатки из огнестойкого материала, что означает высшую степень готовности ко всему. Но, судя по ответным репликам радиообмена, Defender продолжал тянуть время. В результате российский пограничный корабль был вынужден открыть предупредительный огонь.
Комментируя произошедшее в Черном море, командование королевских ВМС село в лужу, официально отрицая даже сам факт стрельбы. А ведь ее все, конечно, хорошо слышали на палубе эсминца. Через несколько минут в дело вступил экипаж бомбардировщика Су-24М
"Получили задачу осуществить бомбометание с целью вынудить данный корабль изменить курс от границы Российской Федерации. И после повторного захода применили авиационные бомбы по курсу движения данного корабля спереди", – сказали российские военные. В итоге эсминец покинул территориальные воды России.
- Это была простая грубая, ничем не прикрытая провокация. Наглое попрание всех международных законов, – заявил Николай Евменов, главнокомандующий
Военно-морским флотом РФ.
- Вас не удивила реакция: мол, мы просто шли ничего не заметили.
- А что им остается заявлять? Что они специально нарушили госграницу суверенного государства, что специально шли на провокацию? Естественно, они сейчас говорят, что ничего не видели, ничего не заметили.
За океаном, в Пентагоне, сразу же поддержали британскую версию происходящего, что еще раз указывает на скоординированность действий Лондона и Вашингтона.
Однако все это обернулось трансатлантическим провалом, учитывая массу появившихся видеодоказательств.
"Эпическое фиаско провокации британского эсминца Defender в Черном море, резко сменившего курс из российских территориальных вод после предупредительных выстрелов сторожевого корабля, надолго останется ароматным пятном на репутации королевских Военно-морских сил. Поэтому неудивительны судорожные попытки официального Лондона и пресс-секретаря Пентагона Джона Кирби даже после публикации Россией видеозаписи предупредительной стрельбы и прямых свидетельств экипажа эсминца отрицать очевидное, называя все "дезинформацией", – отметил Игорь Конашенков, официальный представитель Министерства обороны РФ.
Сегодня операция Defender и вовсе обросла какими-то фантасмагорическими подробностями. Все та же ВВС продемонстрировала фрагменты промокших секретных документов британского Министерства обороны о походе корабля. Пачку из почти 50 страниц как нарочно обнаружил некий прохожий на автобусной остановке в графстве Кент еще во вторник. Из распечаток электронных писем и презентаций PowerPoint следовало, что операцию британцы назвали Ditroite – это камень, напоминающий гранит, – и разрабатывали два маршрута. Тот, которым пошел Defender, должен был продемонстрировать поддержку Киеву в вопросе Крыма. Второй вариант вдали от полуострова – позволял избежать конфронтации с Россией, но в британском Минобороны будто бы сочли, что этот маршрут будет расценен как слабость. И вот первая реакция. Как в Москве восприняли эту тайну королевства, раскрытую на автобусной остановке?
"На деле Лондон продемонстрировал очередную провокацию и порцию вранья для ее прикрытия. Агенты "007" уже не те. А теперь вопрос-загадка для британского парламента: зачем нужны "русские хакеры", если есть британские автобусные остановки?" – заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Сам маршрут эсминца говорит о многом. Прежде чем оказаться у берегов Крыма, он откололся от своей авианосной группы и зашел в Одессу. Там прямо на палубе Defender стороны подписали меморандум о совместном строительстве – из британского кредита на миллиард фунтов – кораблей для украинских ВМС. Речь идет о 8 ракетных катерах, которые еще правда предстоит разработать. Пока же Киев получит от Лондона два старых тральщика 1989 года класса Sandown, которые королевские ВМС отправляют на списание.
А из Одессы Defender отправился в Грузию – его уже встретили в порту Батуми. Идею "зацепить" по ходу Крым – сообщила газета Telegraph – проталкивал глава минобороны Бен Уоллес, против выступал министр иностранных дел Доминик Рааб, в подчинении которого находится британская разведка. В итоге решение, как утверждает газета, принимал лично премьер-министр Борис Джонсон. После инцидентна он охотно позировал за рулем военной техники, но публично брать на себя ответственность за происшедшее в Черном море не стал.
- Это вы дали разрешение на эти действия?
- Этим занимается Министерство обороны, но, на мой взгляд, было совершенно уместно использовать международные воды, ведь важно, что мы не признаем российскую аннексию Крыма, – сказал Джонсон.
- Вы шли на риск, это того стоило?
- Важно, чтобы авианесущая группа делала то, что она делает по всему миру.
- Русские сказали: то, что мы не признаем факт, что был открыт огонь, – это вранье в лицо
- Ну, они медведь.
- Что вы имеете в виду?
Юмор Джонсона не оценили. А то, что произошедшее совсем не шутки, по полной ощутил находившийся на борту Defender второй британский журналист – из Daily Mail. Он почему-то не снял ни кадра, но в статье, вынесенной на передовицу, в красках описал свои мысли после предупредительного залпа российского пограничного корабля: "После второй очереди, выпущенной из вражеского орудия, я услышал, как капитану сообщили, что у нас "готовы две ракеты большой мощности". На секунду я задумался, что может случиться дальше. Войны начинались из-за меньшего".
Думало ли об этом британское руководство, отправляя эсминец к берегам российского Крыма, который оно так отчаянно не признает?
"Есть политическая оценка, а есть реалии, и такие действия могут привести к крупному военному инциденту в итоге. И такие оценки тоже появились в британской прессе, хотя их немного", – сказал посол России в Великобритании Андрей Келин.
У России, в частности, в Крыму, есть полный спектр вооружений, способных отразить любую угрозу с моря, суши и воздуха. При этом Россия не ищет конфронтации. Проведя весной крупные военные учения в Крыму, Москва сразу отвела силы в постоянные пункты дислокации. В отличие от стран НАТО, которые настойчиво ищут повод для конфликта и продолжают маневры у российских границ.
"Кто пытается испытать на прочность, рискует сильно рискует. Агрессорам будем давать отпор", – заявил Сергей Рябков, заместитель министра иностранных дел РФ.
Еще более жесткое заявление Сергея Рябкова, о том что "можем бомбить не просто по курсу, но и по цели", в Соединенном Королевстве широко цитировали.
Также в Минобороны был вызван военный атташе Великобритании, где ему вручили соответствующую ноту, в МИД вызывали посла. В случае повторения провокаций ответственность за возможные последствия будет полностью лежать на британской стороне. Эту позицию Москвы до Лондона довели по всем каналам.