В Подмосковье под Солнечногорском разворачивается битва за доступ к воде. Берег реки Истры застроили частными коттеджами, отрезав местным жителям путь к пляжу. Еще несколько лет назад там обещали создать муниципальный парк, но сейчас все попытки добраться до реки упираются в глухие заборы.
"Живем на Истре, а к Истре подойти не можем, все проходы закрыты — построили вдоль речки коттеджные поселки и заборы спустили в воду!" — возмущен местный житель Александр Баронкин.
Деревня Лопотово, уже 300 лет стоящая у Истра, а последние 86 лет – на берегу Истринского водохранилища, впервые за свою историю осталась без воды. Председатель СНТ Елена Ярикова рассказала о табличке, гласящей: "Частная территория "Истринский берег". Это название дачного поселения, которое находится рядом с СНТ, а частная территория – это как раз тот кусок земли, который закрывает проход к пляжу.
Как ни хочется искупаться в изнуряющую жару, сделать этого деревенским жителям негде. Все берега Истринского водохранилища распроданы и захвачены.
"Я – многодетная мама, у меня 8 детей, я специально здесь, в этих местностях, купила землю для того, чтобы летом оздоравливать своих детей. И оказалось вдруг так, что теперь я не могу пользоваться тем, ради чего я сюда приехала! Мы вынуждены в маленьких тазиках купаться!" — рассказывает о своих злоключениях Лилия Карпенко.
Заместитель начальника административно-технического отдела администрации городского округа Солнечногорск Сергей Борисов поясняет: "Когда-то ранее это все было выделено. Видимо, собственники в последнее время стали активно ставить земельные участки на кадастр – это тоже их право. Это их собственность. И устанавливают, к сожалению, заборы".
Уважаемый чиновник Солнечногорской администрации умолчал только об одном – кто же все это так замечательно навыделял, включая федеральную землю?
Адвокат Ильдар Фазлеев напоминает — в России все водоемы принадлежат государству и вся береговая линия должна быть открыта для посещения любым жителем страны: "Никто данные земельные участки никому ни в аренду, ни в пользование выдавать не вправе, потому что водоохранная территория является неприкасаемой и эксплуатация ее запрещена федеральными законами всех уровней".
А начиналось все с того, что местным жителям обещали обустроить на берегах Истры цивилизованную зону отдыха. Несколько лет назад объявили, что здесь организуют парк по программе "Парки Подмосковья", финансировали благоустройство за счет бюджета Московской области. И этот прекрасный благоустроенный муниципальный парк даже видно в бинокль. Вот только простым смертным в него не попасть. Единственный крошечный пляж, куда деревенских пока еще пускают, стоит 250 рублей с носа. Невесело шутят, что такого в Лопотове даже при "проклятом царизме" не было. А на лежаках этого парка отдыхают, по-видимому, какие-то богатые люди.
Житель деревни Глеб Баранюк показывает: "На протяжении всей береговой линии стоят такие заборы. Дойти по берегу до того природного парка, даже заплатив за вход, не получится. Ведь после этого забора будет еще около 10 различных заборов". Причем с заборами главная хитрость. По закону доступны для граждан должны быть береговая полоса в 20 метров от уреза воды и водоохранная зона в 50 метров. Но если вы купили участок в 200 метрах от водоема и потом протянули забор до воды – снести его может лишь суд.
Ну вот еще одна база, попробуем здесь зайти на берег искупаться. Но охрана не пускает:
– Вы, я на территории, которую я охраняю!
– Водный кодекс РФ позволяет мне пройти на берег!
– Я согласен.
– А вы не позволяете, почему?
– Вот понимаете, территория закрыта.
– По Водному кодексу я могу пройти на берег свободно.
– У меня много времени, можем об этом говорить долго, пленка не кончится у вас, я думаю?
– Вот и все! Пошли...
Это самозахват береговой полосы, пресекать который должны природоохранная прокуратура и местные власти. Но...
В береговой и прибрежной полосе Истринского водохранилища свободных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, уже не осталось. Администрация Солнечногорска на запрос по поводу доступа к парку пишет: "Доступ к данному земельному участку обеспечен посредством муниципальной автомобильной дороги". Но на деле она упирается в очередной забор.
Юристы утверждают: прямая обязанность чиновников – добиться для местных жителей права сервитута. Слово "сервитут" в данном случае означает то, что любой человек имеет право даже по чужой частной собственности, по чужой территории добраться до берега водоема. И собственник участка, который преграждает вам путь к водоему, обязан выделить тропинку, дорожку, проезжую часть.
С высоты птичьего полета видно – Истринские берега сплошь изрезаны заборами и заняты частными причалами. Чужие здесь не ходят и больше не купаются.