Главное политическое событие этой недели – "Прямая линия", в ходе которой Владимир Путин ответил на вопросы и обращения россиян. В своем традиционном формате она прошла впервые за два года. В 2020-м общение с гражданами из-за пандемии проходило в рамках большой пресс-конференции президента, а сегодня разговор в прямом эфире длился более трех с половиной часов. Всего – по телефону, через интернет, с помощью СМС и видеообращений – главе государства поступило почти 2 миллиона 300 тысяч вопросов. И, как не раз подчеркнул Владимир Путин, ни один из них не останется без внимания.
Что касается самых популярных тем, первой из них, разумеется, стал коронавирус. За последние сутки в стране вновь больше 21 тысячи заболевших. Президента спрашивали и о том, каким препаратом он привился, и о том, насколько вообще важна вакцинация, а если важна, то почему не сделать ее обязательной.
Страна задает миллионы вопросов, и большая часть про коронавирус. Особенно много про вакцинацию. Владимир Путин сделал прививку от ковида еще в апреле. Теперь рассказывает, каким препаратом и почему:
"Я смотрел и по своим знакомым, кто чего там делает. Векторовская вакцина – синтетическая, как говорят, она продвинутая. Все-таки действует она поменьше по времени, хотя у нее есть свои преимущества – после нее вообще никаких побочных явлений, в том числе и подъема температуры, нет. Ну, я все-таки исходил из того, что мне нужно быть защищенным как можно дольше, и принял для себя решение привиться "Спутником V". Тем более что Вооруженные силы у нас прививаются "Спутником V", а я все-таки Верховный Главнокомандующий".
"Процитирую СМС, которое к нам пришло: "Почему видео не показали?" – говорит ведущая.
"Я не думаю, что это так уж важно – показать видео, – ответил Путин. – А если бы делали прививку не в руку, а в другое место? Тоже надо было показать? Знаете, жуликов очень много, которые делают вид, что делают прививки. Я надеюсь, что в большинстве своем граждане страны понимают, что если я сказал, что прививку сделал, то так оно и есть. На таком уровне, мне кажется, люди не занимаются мелким жульничеством".
Много вопросов поступает и об обязательной вакцинации для отдельных категорий граждан, введенной в ряде регионов страны. Президент напоминает о Федеральном законе номер 157, где прописаны права и обязанности граждан и государства в случае возникновения эпидемий:
"Я не поддерживаю обязательную вакцинацию. И продолжаю придерживаться этой же точки зрения. Вместе с тем, в случае эпидемии в отдельных регионах РФ по рекомендации главных санитарных врачей руководители регионов имеют право вводить обязательную вакцинацию для отдельных категорий граждан, особенно из групп риска. Именно этой нормой закона руководители воспользовались и ввели обязательную вакцинацию для отдельных категорий из так называемых, повторяю, групп риска. Это в рамках закона 1998 года. Поэтому никакой неразберихи здесь в России нет".
Иногда полезно вспомнить и опыт Советского Союза – страны, где прививки были обычным делом. "Вас кто-нибудь спрашивал, когда детей в школе вакцинировали? Никто не спрашивал. Тук! Тук! Тук! Всем ставили одинаково",- напомнил Путин.
"Вам тоже?" – интересуется ведущая.
"И мне тоже, конечно. А что же? Я жил в простой рабочей семье. У меня родители были рабочими. Кто их там спрашивал? Никто никогда не спрашивал. И меня никто не спрашивал. В очередь выстроили в медкабинет: всем сделали, все, до свидания. Но зато стабильная была ситуация с точки зрения борьбы с инфекциями", – отметил президент.
Теперь же каждый регион решает сам, какие меры для борьбы с пандемией необходимы здесь и сейчас.
"Действия наших коллег в отдельных регионах направлены на то, чтобы предотвратить необходимость введения локдауна, когда закрываются целые предприятия, люди оказываются без работы, без заработной платы, когда разоряются мелкие, средние предприниматели и падают доходы населения. Предотвратить дальнейшее распространение эпидемии можно только с помощью вакцинации. Сейчас свыше 20 миллионов – 23 миллиона, по-моему, – уже вакцинированы. Как видим, все у нас в порядке, и, слава богу, у нас нет таких трагических ситуаций после вакцинации, как после применения AstraZeneca или Pfizer".
Отказ от вакцинации постоянно подпитывается еще и различными теориями заговора.
"Вы знаете, я чего только не слышал: что ничего нет, на самом деле никакой эпидемии не существует. Я смотрю иногда на то, как люди говорят. Вроде взрослые люди, образованные. Не знаю, откуда они это берут. Когда говоришь, что это происходит во всём мире, – "да руководители стран сговорились". Они вообще понимают, что в мире происходит, в условиях каких противоречий живет сегодняшний мир, где все взяли, собрались и сговорились? Это же чушь", – говорит Путин.
"Прямая линия" интерактивная – в call-центр поступает много звонков и видеообращений. И снова – о нюансах вакцинации:
- Моя супруга – преподаватель в одной из московских школ, имеет медицинский отвод из-за давнего хронического заболевания. Но руководитель, директор школы не принимает этот медицинский отвод и требует до 15 июля предоставить документ о вакцинации. В противном случае ее обещают уволить. Вот скажите, насколько это законно?
- Это незаконно, сразу могу сказать. Если есть отвод по медицинским соображениям, требовать вакцинацию никто не имеет права. Я думаю, что просто директор школы, где работает ваша супруга, не знает об этом. Надеюсь, что он это услышит и эти требования незаконные снимет, – отвечает глава государства.
Но появляется и черный рынок фальшивых справок. Случаев все больше, в МВД их берут под особый контроль.
"Мошенничество чистой воды. Министр знает об этом, я с ним недавно говорил. Работают, ищут, будут привлекать к ответственности. Это опасный вид преступлений, связанный и со здоровьем людей, и органы должны использовать весь арсенал", – подчеркнул президент.
Отказ от прививки тем более непонятен, если учесть что тот же "Спутник" одобрен уже в почти 70 странах. Просьба привезти вакцину звучит во время "Прямой линии" – просят завести вакцину в ДНР и ЛНР.
"90 тысяч доз уже завезено, – сообщил Путин. – Я услышал ваш вопрос. Дополнительный объем будет поставлен".
Большой вклад в борьбу с пандемией внесла и заканчивающая свою работу VII Государственная дума, отмечает президент. На локдаун парламент не закрывался даже в самые тяжелые времена, депутаты работали и принимали неотложные законы.
"Примерно 25 процентов состава Госдумы переболели сами коронавирусом, четверо ушли из жизни. Люди приходили и исполняли свой долг,- рассказал президент. – И я думаю, что они заслуживают уважения и слова благодарности должны прозвучать в их адрес. Как известно, это практически все признают, мы прошли самый острый участок гораздо мягче, с потерями, но гораздо мягче, чем во многих других странах. Это в том числе и благодаря работе депутатов Государственной думы, причем всех фракций, хочу это подчеркнуть".
Наверное, не осталось ни одной сферы жизни, на которую не повлиял бы коронавирус. Туризм пострадал одним из первых, и когда перемещение через границы станет снова свободным, пока не ясно.
"Люди побаиваются ездить за границу. На самом деле правильно делают, потому что там каждый день меняются правила. Вот в Греции были сегодня одни правила, завтра другие. Требовали там справки о наличии вакцин, о вакцинировании, сегодня требуют там ПЦР, завтра еще чего-то потребуют. Послезавтра будут какие-то другие требования предъявлять, – говорит Путин. – Потому что им еще из Еврокомиссии там что-то навязывают. В больницы там не попасть".
Вопросы про коронавирус есть даже у младших школьников:
- Меня зовут Максимов Саша. Я ученик 3 класса школы 2070 города Москвы. Через 2 месяца у нас начинается новый учебный год. Скажите, пожалуйста, как мы его встретим? За партой или же дома?
- Саш, не могу сейчас тебе это ответить. Не могу сейчас тебе сказать. Полноценного ответа на этот вопрос у меня нет. Потому что мы не знаем, как будет развиваться ситуация в с коронавирусной инфекцией в стране или там, где ты живешь. Но скорее всего, что дети младших классов, конечно, будут ходить в школу. Ведь мы и раньше их практически не закрывали – в самые сложные времена прошлого года весной прошлого года. А в старших? Ну, надо будет посмотреть, исходя из конкретной ситуации.
И еще вопрос к Владимиру Путину – о его мечте. А мечта сейчас, кажется, и у президента, и у ведущих, и у всей планеты – одинаковая:
- Будем надеяться, что все будет хорошо. И ковид уйдет, наконец
- Да, – соглашается президент.
- Из нашей жизни. Потому что уж очень надоел.
- Нет, так сам по себе не уйдет. Прививаться надо.
Дату окончания пандемии сейчас не может назвать никто, но при активной вакцинации, надеется президент, к осени страна получит коллективный иммунитет, который позволит учиться, работать и жить в нормальном ритме.