"Срочно! Надо срочно ехать!" – С порога огорошила меня директор Учмы музейной Елена Наумова. – "Все пишут, что сняли апостолов, и можно заглянуть им в глаза".
Сказала и убежала проводить очередную экскурсию. Пришлось разбираться самой – кто откуда "снял" апостолов, куда ехать и почему непременно надо на это смотреть. Первым делом нашелся сюжет ГТРК "Ярославия", из которого следовало, что в Ярославле открылась выставка "Сошедшие с небес": "Иконы апостольского чина середины 18 века из церкви Николы Надеина все лето можно будет увидеть в Спасо-Преображенском соборе".
Для себя расшифровала так: для реставрации иконы из древнего храма были сняты с приличной высоты (апостольский ряд – один из верхних), а по окончании работ на время они были выставлены в другой церкви. Но так, что на них можно посмотреть вблизи. Действительно интересно.
Сняться с места и поехать, чтобы увидеть нечто – это понятно. Так уже было в 2018-м, когда в Вене давали самую большую выставку работ Питера Брейгеля Старшего. Многие тогда летали в Австрию на один-два дня. Не побывать в Ярославле после того культурного блиц-броска было бы даже неловко. И мы поехали.
Сразу предупрежу: приезжему, запланировавшему посещение выставки (и приобщение к культурным ценностям, с ней соотносящимися), непросто сориентироваться на месте и разобраться в реалиях прошлого и настоящего. Чтобы облегчить путешествие остальным, расскажу сначала историю храма, его украшения. А в конце дам практические советы.
В XVII веке в Ярославле на месте деревянной церкви Благовещения строится первый посадский каменный храм (посад – название городского ремесленного и торгового сословия). Даты закладки, завершения строительства и освящения церкви известны точно, поскольку увековечены в четырех клеймах: "Лета 7128 (1620 года) июня в 5 день индикта 3 начата бысть делаться сия церковь,.. а совершена бысть в лето 7129 году августа в 31 день индикта 4".
Обычно при перестройке храма соблюдается преемственность престолов, поэтому новый каменный храм тоже должен был быть Благовещенским. Вмешалось чудо. По преданию к правому берегу Волги как раз напротив стройки водой прибило икону святителя Николая (утрачена вместе с другим чудотворным образом храма). Когда икону вынули из воды и принесли в церковь, по молитвам перед ней стали совершаться чудесные исцеления. Увидев в этом Божию волю, было решено просить митрополита Ростовского и Ярославского Варлаама II освятить храм в честь Чудотворца.
Просил, конечно, купец Епифаний Андреевич Светешников, более известный под прозвищем Надея. Просил, поскольку по его заказу, на его средства и возводилась пятиглавая церковь неподалеку от купеческого имения Светешниковых.
Епифаний Андреевич был одним из богатейших людей не только родного города, но и всей России. На его деньги было полностью оснащено ополчение Минина и Пожарского. Немало помогал он и «частным порядком». А доходы от своих 9 лавок в торговых рядах Ярославля предоставил на содержание церкви Николая Угодника на Волжском берегу.
За свои благие дела и получил Епифаний Андреевич прозвище Надея, что означает надежда: человек, на слово которого можно понадеяться, положиться. А так как прозвище запомнилось больше имени, храм им построенный стали называть Николы Надеина. Название закрепилось.
Надо отметить, что Николо-Надеинскому храму принадлежит особая роль в истории искусства Ярославля: здесь заложены многие традиции и тенденции местного зодчества и иконописи. Мастера, строившие храм, неизвестны, но предположительно церковь возведена московской артелью, до того работавшей в ярославском Спасо-Преображенском монастыре и возглавляемой «подмастерьями каменных дел» Панкратом Тимофеевым и Назаром Борисовым.
Зато имена всех иконописцев дошли до наших дней. Храм был полностью расписан за одно лето с 5 июля по 5 октября 1640 года двадцатью царскими кормовыми иконописцами из Костромы, Москвы, Ярославля и Нижнего Новгорода во главе с костромичом Любимом Агеевым (кормовой – художник, привлекающийся на время выполнения заказа и получающий плату продуктами питания. Их также называли государевыми или патриаршими иконописцами).
Среди иконописцев основоположник ярославской школы стенного писания Стефан Евфимиев, который позже за работы по росписи московского Успенского собора был причислен к государевым жалованным иконописцам. И Севастьян Дмитриев. Он будет неоднократно вызываться в Оружейную палату, работать в московском Архангельском соборе, участвовать в росписи Успенского собора в Ростове.
Успела артель за лето создать даже простейший, тябловый иконостас. Тябловый – это когда ряды икон установлены на тесаные бревна с продольными пазами, в которых устанавливают иконы. Концы бревен закрепляются в гнезда-углубления на северной и южной стенах и на восточных столпах.
Тябловый иконостас практически полностью утрачен, поскольку его заменил резной иконостас, выполненный позже в барокко – стиле, пришедшем в Россию вместе с закатом исторических средневековых реалий.
Здесь стоит отметить, что в искусстве церковных интерьеров барокко представляет особый интерес, поскольку создает непривычное для классической фресковой и иконной живописи ощущение единения эфемерности и напряженности. Стремление к величию и пышности в барокко соединялось с реалистичностью иллюзий.
Одним из ярчайших представителей барочного искусства и образа жизни стал актер, режиссер и основатель первого в России публичного профессионального театра Федор Волков. Родившийся через сто лет после освящения церкви Николы Надеина Федор был сыном костромского купца. Оставшись вдовой, его мать вышла замуж за купца Полушникова. По воскресеньям и праздничным дням вся семья ходила на службы в ближайший храм – церковь, построенную Светишниковым.
Когда Федору исполнилось 12 лет, его отправили для обучения промышленному делу в Москву, где он увлекся театральными постановками студентов Славяно-греко-латинской академии. Но не случайно русский просветитель, журналист и собиратель древностей Николай Новиков писал о Волкове: "Сей муж был великого, обымчивого и прницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг".
Вернувшсь в Ярославль после смерти отчима Федор передал все дела брату, а сам собрал друзей-любителей театральных постановок. 10 июля 1750 года новообразованная труппа дала свое первое представление.
Федор Волков был не только актером, но и переводчиком, и автором пьес, писал торжественные оды, играл на музыкальных инструментах и занимался музыкальным и художественным оформлением своих постановок. Кстати, Новиков хвалил Волкова и за художественные таланты, отмечая: "Живописи он обучился сам собою еще в ребячестве, непрестанно рисуя и срисовывая всякие виды. Таким образом упражнялся он и в резном искусстве, чему остались свидетельством и поныне в приходской церкви резные царские двери, на которых "Тайная вечеря" изрядно выработана".
С наибольшей долей вероятности описание Новиковым церковной работы артиста – свидетельство того, что тот нашел применение своим талантам в любимом с детства храме.
Именно в храме Николы Надеина по эскизам Волков (и на его собственные средства) был вырезан удивительной красоты объемный и пластичный двухъярусный барочный иконостас. Новое творение и заменило собой первоначальный иконостас. Впрочем, присмотревшись к стене наверху, расписанные орнаментом тябла можно увидеть и сегодня.
Волков не остановился на создании макета, часть работы резчика он выполнял сам, а часть доверил своим одаренным многими талантами друзьям. Участие их в изготовлении иконостаса было доказано в 1985-м году, когда при реставрации одной из икон была обнаружена подпись актера труппы: "Писал Дамиан Галик".
Одной из задумок-нововведений стало решение верхнего яруса иконостаса. Вместо икон апостольского чина Волков установил обрамляющие распятие фигуры двенадцати апостолов, Богоматери и Иоанна Богослова. Каждая фигура была отдельно вырезана из дерева и также раскрашена членами труппы. Не исключено, что и самим затейщиком.
Изучавшие храм искусствоведы всегда отмечали, что апостолы отличаются чрезвычайной живостью и сделали интересное предположение: возможно они были резаны с натуры, которой могли выступать знакомые с режиссером-художником купцы. А по одной из версий апостол Иоанн Богослов – волковский автопортрет.
Оказывается, эти фигуры (а не иконы) на время реставрации и были сняты с антаблемента, а по окончании ее выставлены в Спасо-Преображенском соборе Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Том самом соборе, который до храма Николы Надеина строили Панкрат Тимофеев и Назар Борисов.
Причем расставлены так, что посетители действительно могут заглянуть в глаза Богородице, Иоанну Богослову и 12 апостолам – настолько удобно выстроена небольшая, но потрясающая всякое воображение экспозиция "Сошедшие с небес".
А еще при встрече с ними становится понятно, что фигуры размером практически в человеческий рост и выглядят живыми участниками евангельских событий. Не идеализированными, а с присущими каждому из них своими личными чертами характера. Или, как минимум, с характерами моделей.
Так что ехать действительно надо. Но следует иметь в виду хитрую систему работы Ярославского Кремля – в Спасо-Преображенском соборе выходной в среду. Но раз уж вы планируете эту поездку, стоит захватить и другую экспозицию – "Иконы Ярославского края XVI-XVIII веков", которая закрыта по понедельникам и вторникам.
Выстроить план посещения лучше всего так. Первой должна быть выставка "Икон Ярославского края". Затем – соборная – "Сошедшие с небес". После чего непременно дойти до храма Никола Надеина. Заодно пройти еще раз мимо храма Ильи Пророка, который цвета занимающемся зари. Он буквально в 10 минутах ходьбы по улице Нахимсона, а за ним уже и Надеинская церковь, где выходные – среда, четверг. Так что идеальный вариант поездки с пятницы по воскресенье.
Как сообщили в дирекции музея, выставка закроется с окончанием летнего сезона – 1 октября, после чего фигуры вернутся в родные пенаты. Как раз к празднику: в следующем году храму Николы Надеина официально исполнится четыре века.