Тема:

Религия и наука 2 недели назад

За религиозные переживания отвечает небольшая область в мозге

Люди могут иметь духовный опыт, но при этом не следовать каким-либо религиозным учениям.

Люди могут иметь духовный опыт, но при этом не следовать каким-либо религиозным учениям.
Фото Pixabay.

Учёные обнаружили в мозге центр духовности. Необычное исследование стало результатом наблюдений: после проведения операции по удалению опухоли мозга у некоторых участников исследования усиливались духовные переживания, а у некоторых они пропадали.

Исследователи из Гарварда впервые обнаружили контур мозга, отвечающий за духовность и религиозность.

Поясним, что контурами мозга называют своеобразные цепочки, по которым активируются разные зоны в мозгу. Активация такого контура порождает специфическое ощущение, потребность или поведение.

Порядка 80% населения планеты относит себя к людям религиозным или духовным. При этом научных исследований феномена духовности и религиозности проводится довольно мало, что, впрочем, вполне объяснимо. Ведь религиозный или духовный опыт крайне сложно оценивать.

Предыдущие исследования этой тематики в первую очередь основывались на сканировании мозга в процессе выполнения добровольцами определённых заданий (к слову, об одном из таких исследований мы рассказывали ранее). Однако такой подход не позволял получить достаточно полную и однозначную картину того, что (и где) именно происходит в мозге человека, испытывающего религиозный опыт.

Учёные из Гарвардского Женского госпиталя Бригам использовали совершенно новый подход к поиску места, где "хранится" духовность в человеческом мозге.

Они использовали метод картирования повреждений головного мозга. Он позволяет определить конкретные области, которые отвечают за сложное человеческое поведение.

Этот метод картирования базируется на том факте, что органические поражения разных участков мозга приводят к разнообразным изменениям поведения и даже личности пациента. Когда болезнь или травма повреждают какой-то участок мозга, поведение человека изменяется, а значит, учёные получают возможность довольно точно локализовать центры, отвечающие за данное поведение.

Конечно же, учёные не повреждали мозг добровольцев целенаправленно. Они выбрали 88 человек, которым была показана операция по удалению опухоли мозга. Места имеющихся повреждений мозга были детально зафиксированы учёными.

Пациентов попросили заполнить опросник об их отношении к духовности до и после операции по удалению опухоли.

В качестве контрольной группы исследователи выбрали 100 пациентов с повреждениями мозга, вызванными проникающей боевой травмой, полученной ещё во времена Вьетнамской войны. Учитывая, что травмы были получены много лет назад, учёные могли проверить, насколько постоянными являются изменения, вызванные ими.

Эти участники также прошли опрос, касающийся их отношения к религии.

В результате выяснилось, что духовность и религиозность некоторых участников исследования повысилась после удаления опухоли, у некоторых понизилась, а у кого-то отношение не изменилось. Любопытно, что на эти три группы участники в итоге поделились практически поровну.

Так, благодаря методу картирования поражений мозга исследователи смогли обнаружить "духовный" мозговой контур, центр которого располагается в околоводопроводном сером веществе. Эта область среднего мозга выполняет множество функций, включая участие в организации разных видов поведения. Среди них: обусловливание (по сути, поиск причин) страха, регуляция болевой чувствительности, альтруистическое, родительское и дружественное поведение.

В этом контуре также были обнаружены узлы, отвечающие за усиление и ослабление религиозных переживаний.

Результаты исследования "вьетнамской" группы участников подтвердили выводы исследователей.

Также оказалось, что с "контуром духовности" пересекались места поражений, которые учёные связывают с другими неврологическими и психиатрическими расстройствами. Так, поражения мозга, вызывающие паркинсонизм, пересекали зоны, отвечающие за ослабление духовности. В свою очередь повреждения, связанные с маниями и синдромом чужой конечности, были найдены в зонах "повышенной духовности".

Авторы работы напоминают, что не стоит интерпретировать эти результаты превратным образом. Они не утверждают, что религиозность является некой манией, а исторические религиозные деятели страдали от синдрома чужой руки. Точно так же невозможно утверждать, что болезнь Паркинсона, например, возникает из-за недостатка духовности.

Результаты исследователей указывают лишь на то, что религиозные чувства уходят корнями в участки мозга, имеющие множество важных функций.

"Наши результаты позволяют предположить, что духовность и религиозность уходят корнями в фундаментальные нейробиологические процессы и глубоко вплетены в нашу нервную ткань. Мы были поражены, когда выяснили, что этот мозговой контур духовности сосредоточен в одной из наиболее хорошо сохранившихся в ходе эволюции структур мозга", – отметил соавтор исследования Майкл Фергюсон (Michael Ferguson) из Медицинской школы Гарварда.

Исследование было опубликовано в научном журнале Biological Psychiatry.

Напомним, ранее мы писали о том, что конфликт между наукой и религией кроется в нашем мозге. Сообщали мы и о том, почему люди становятся атеистами. Также мы рассказывали о том, что причиной появления религий могли быть микробы, обитающие в человеческом организме.

Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".