Стоит ли вводить новый локдаун в России и какова вероятность заболеть повторно уже после прививки от коронавируса? Об этом в эксклюзивном интервью телеканалу "Россия 1" рассказала глава Роспотребнадзора Анна Попова.
— Анна Юрьевна, как вы оцениваете текущую эпидемическую ситуацию и как долго это продлится?
— Безусловно, текущая ситуация напряженная. Самые высокие цифры мы сегодня наблюдаем в Северо-Западном федеральном округе. Далее это Центральный федеральный округ. Буквально несколько дней к ним присоединился Дальневосточный федеральный округ. У всех остальных ситуация чуть более спокойная, но абсолютно нестабильная. И развитие этой ситуации зависит только от того, как мы будем соблюдать те меры, которые сегодня нам предлагают специалисты.
— Как часто люди болеют после прививки?
— Люди болеют после полного цикла комплекса прививок. Это следует из единого ресурса Министерства здравоохранения России, где у нас персональный учет каждого заболевшего и привитого, после двух инъекций вакцины, то есть после полного курса. Люди с таким статусом заболевают в 0,70 процентах случаев от общего количества привитых. То есть у нас все привитые не дают никаких клинических проявлений, кроме малого количества — это 2 человека на 300 привитых. Все наши вакцины, которые уже на рынке, дают примерно одно и то же количество — от 0,71 до 0,76 процента. Но при этом люди не болеют тяжело после вакцинации почти во всех случаях. Но надо иметь в виду, что если мы будем считать немножко по-другому и считать людей, которые хотя бы получили одну дозу вакцины, то тогда количество заболевших будет выше. Совершенно понятно, что в таком случае иммунитет еще не сформировался.
— Повторно часто болеют? Говорят, что можно третий раз заразиться.
— Врачи, которые занимаются непосредственно людьми, считающими, что они переболевают второй раз или третий раз, первое, что говорят: надо разбираться с тем, как поставили диагноз год назад или полтора. Могут быть особенности. В любом случае, даже если принять, что там, где два раза такой диагноз появился, по количеству таких людей минимально вокруг — 1 процент, не больше. Где-то эти случаи единичны. В каких-то регионах их почему-то чуть больше.
— Какими штаммами в основном болеют россияне?
— Порядка 66 процентов всех штаммов, которые мы выявляем, например, в июне и в начале июля в России — это штамм "дельта". Остальная часть — это штамм "альфа" и штамм классический, который к нам пришел. Немножечко британского штамма. Штаммы, которые не классифицируются так четко, их тоже в популяции выделяем.
— Надо ли ужесточать меры по борьбе с пандемией в нашей стране, например, в отдельных регионах вводить локдауны?
— Вы видите на примере Москвы — был рост, были меры. И теперь мы видим определенную стабилизацию процесса. Следовательно, меры ограничительные плюс интенсивная вакцинация работают, поэтому на сегодня каких-то обязательных угроз и рисков, которые говорили бы о том, что нам нужно вводить локдаун или какие-то более жесткие меры ограничений, на сегодня такой необходимости нет. И ее не будет абсолютно точно, если мы привьемся.
— Спасибо большое за интервью!