В самом Афганистане сторонники "Талибан (запрещена в РФ)а" (запрещено в России) захватили еще несколько пограничных пунктов и с боями вошли во второй по величине после столицы город Кандагар. Приходят сообщения, что пока они его не заняли полностью, но в некоторых районах сумели серьезно закрепиться. Президент Афганистана 9 июля посетил авиабазу Баграм, в спешке оставленную американцами. В Вашингтоне в это время Джо Байден опровергал доклады разведки США о том, что афганскому правительству не продержаться дольше полугода.
Отмыться от бегства из Афганистана у американцев скоро не получится. Единственное, что еще можно было предпринять, это изменить окончательную дату ухода, лишив талибов хотя бы части идеологического триумфа.
Джо Байден изменил дату. Военная операция США завершится все-таки не в годовщину терактов 11 сентября, а раньше – 31 августа.
"Почти 20-летний опыт показал нам, что нынешняя ситуация с безопасностью только подтверждает тот факт, что еще один год боевых действий в Афганистане – это не решение, а путь к тому, чтобы остаться там на неопределенный срок", – констатировал 46-й президент США Джо Байден.
Такие объяснения не устроили даже очень лояльную президенту США прессу. Выходя на пресс-конференцию, Байдену явно нужно было лучше подготовиться к осознанию того, что в Белом доме сегодня работает он, а не Джордж Буш-младший или Дик Чейни. Их-то чего уже спрашивать, зачем понадобились эти два кровавых десятилетия. Байдену следовало, как минимум, освежить память.
"Мы были в Афганистане по двум причинам, – напомнил Байден. – Чтобы отправить Бен Ладена к вратам ада, и чтобы ограничить возможности "Аль-Каид (запрещена в РФ)ы" (запрещена в России). Мы добились и того и другого".
Правда, Бен Ладена американский спецназ ликвидировал не Афганистане, а в пакистанском Абботтабаде. И было это десять лет назад. Ну а "Аль-Каида" – это просто бренд, торговая марка.
Сто раз можно переименовать, как, например, происходит в Сирии. Сами террористы никуда не деваются: взрывают, убивают, казнят. И уже нацеливаются на тех, кого Америка, считай, бросила.
– Будут ли Соединенные Штаты нести ответственность за гибель афганских мирных жителей, которая может произойти после ухода войск?
"Нет, нет, нет. Народ Афганистана должен сам принять решение, мы не должны навязывать ему правительство", – уходит от неприятного вопроса президент США Джо Байден.
Тут навязываем, а тут не навязываем. От подобных рассуждений у тех, кто доверился США и отдал им часть своего суверенитета в других частях света, должна, наверное, закружиться голова. Ясно, что может быть дальше, если что-то пойдет не так. Ну а чуть увеличь обороты, и голова может вообще оторваться.
Кульбиты в эти дни в заинтересованных американских ведомствах совершают умопомрачительные.
"Для афганского правительства и военных важно использовать те возможности, которые у них есть. Мы помогали им 20 лет, – напоминает официальный представитель Пентагона Джон Кирби. – Вопрос в том, будут ли они использовать полученные возможности".
Спикер Пентагона похож на сытого персонажа из старого анекдота, который в ответ на жалобы голодающего друга предлагает тому себя заставлять питаться через силу.
"Мы надеемся помочь создать условия, чтобы афганцы могли жить в своей стране в безопасности и без американских вооруженных сил", – вторит Кирби официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс.
Условия, в которых афганцы живут в своей стране, меняются каждый день. Под контроль "Талибана" перешло уже 85 процентов территории страны. Талибы сообщают, что захватили 169 уездов.
Накануне отряды боевиков вышли к иранской границе и захватили погранпукт "Ислам-Кала" в 120 километрах от Герата. Захват празднуют, стреляя в воздух с грузовиков.
Ислам-Кала – стратегически важный пункт. Его называют "торговыми воротами" в Иран. В руках талибов и пограничный уже с Туркменистаном город Торгунди в той же провинции Герат.
Напирают талибы и в другой пограничной с Туркменистаном провинции Бадгис. Здесь они штурмуют город Калайи-Нау.
В Кандагаре талибы атаковали взяли несколько блок-постов на окраине. Бои шли в районе городской тюрьмы.
"Если бы сюда прилетел хоть один вертолет, хватило бы на весь Кандагар. Почему они не используют вертолеты против "Талибана"?", – недоумевает житель Панджваи Гиран.
Но вертолет не прилетит. Долго держаться против талибов силы безопасности не смогут.
"Ситуация будет тяжелой. У полиции и пограничных войск проблемы с оснащением. Национальная армия базируются дальше. И мы – на передовой", – поясняет сотрудник сил безопасности в Панджвае Асадулла.
Талибы берут провинцию за провинцией. Под их контроль перешел и район Вахан в провинции Бадахшан. Это уже граница с Китаем. Там располагается так называемый Ваханский коридор – некогда часть Шелкового пути. Самый тревожный вопрос сейчас: остановятся ли боевики? Не пойдут ли дальше?
После заявления Сергея Лаврова о том, что ОДКБ в случае их вторжения в Таджикистан будет действовать решительно и жестко, представители "Талибана", прибывшие в Москву, сообщили, что все поняли.
"Что касается заявлений о беспокойстве со стороны России, то оснований для этого нет. Уверяю вас, что с нашей стороны поводов для беспокойства не будет", – заявил официальный представитель политического офиса движения "Талибан" Мохаммад Сухейль Шахин.
Диалог с теми, кто реально претендует на то, чтобы вскоре стать, если не всей афганской властью, то значительной ее частью, конечно, ведет не только Россия. В Иране, например, прошла встреча их делегации с представителями афганского правительства. Открывал ее министр Джавад Зариф.
Индия, Китай, Пакистан: с талибами сейчас говорят все. Хотя был для того, чтобы они услышали адресованные к ним требования и увидели красные линии.