Экзамены оптом и в розницу. Масштабную коррупционную схему вскрыли силовики в крупнейшем транспортном вузе Поволжья. Теперь уже бывший ректор университета задержан, а вместе с ним под следствием – десятки педагогов. Все они, предположительно, поставили обучение на платные рельсы: брали деньги за зачеты, экзамены и курсовые. Уже возбуждено около 200 уголовных дел, и это еще не финал.
Их вопросов в билетах точно не найти. Да и среди студентов оперативники и бойцы спецназа не числятся. Силовики пришли на экзамен к уважаемому профессору из нижегородского филиала Самарского университета путей сообщения.
Отвечать приходится самому ученому Евгению Кулагину. Профессора подозревают в регулярном получении взяток от студентов. Ответ на простой вопрос, откуда деньги, доктор технических наук, видимо, выучил назубок: "Староста передал мне деньги, на корм собакам. Мы шефствуем над приютом "Верные друзья".
"Верные друзья" профессора Кулагина, похоже, не бездомные собачки, а тысячные купюры. Силовики находят их в одной из контрольных работ и раскладывают в несколько рядов. Сам профессор благотворительностью не занимался: тройку, говорят, ставил минимум за тысячу рублей. Вот и шпаргалка для студентов в телефоне: "Будем благодарны, если окажете благотворительную помощь от 1000 рублей на наш счет".
Как считают следователи, на пожертвования Евгений Кулагин пытался "переобуться" – купить на свой новый "Мерседес" свежую резину. А то старая поизносилась. Сейчас его машина, стоимостью не менее 2 миллионов рублей, пылится у подъезда. На потертых шинах – следы грязи. Неужели профессор держал путь в тот самый денежный приют? Журналисты программы "Вести. Дежурная часть" решили провести небольшую лабораторную работу и выяснить, что за "верные друзья" постоянно "клянчат" стипендию у студентов? Но вместо приюта по адресу, который указал профессор, оказался обычный частный дом и… возмущенные хозяева.
"Здесь люди живут, которые вообще никакого отношения не имеют… Сюда постоянно приносят кошек и собак, и просто их подкидывают. Думают, что приют, и кто-то их должен забрать. В итоге никто не забирает", – рассказывают жильцы.
Банковская карта, на которую переводились деньги для псевдоприюта, как выяснилось, оформлена на родственника профессора Кулагина. Опять двойка.
История нижегородского доктора наук – лишь одна из ниточек огромного коррупционного железнодорожного узла. Его сейчас распутывают следователи сразу в нескольких регионах России, там, где находятся филиалы Самарского университета путей сообщения. Без малого 200 уголовных дел: Нижний Новгород, Ижевск, Пенза, Башкирия и, конечно, Самара. Оттуда и тронулся вагончик следствия.
"Ассортимент преступных деяний достаточно разнообразен: это мошенничество, присвоение и растраты, это нецелевое использование бюджетных денежных средств, это банальное получение преподавателями незаконных денежных вознаграждений, это должностные подлоги. Это то, что на сегодняшний день возбуждено", – информирует начальник УЭБиПК УТ МВД на транспорте МВД России по Поволжскому федеральному округу Александр Румянцев.
В Нижнем Новгороде, по версии следствия, взятки шли как по рельсам: от старост групп – прямо в карманы преподавателей. Общаться со съемочной группой программы "Вести. Дежурная часть" студенты вуза согласились лишь на условиях анонимности. Они учатся заочно, работают в серьезных организациях и не хотят, чтобы руководство знало о тонкостях их обучения.
"Мы написали преподавателю, что у нас проблемы с контрольными работами, и преподаватель предложил свои услуги: 2000 за контрольную работу. Мы договорились о том, что мы переведем на карту деньги", – рассказывает студентка по имени Анастасия.
"Заплатила на тот момент вся группа. Один человек договорился с преподавателем, потом в группе "ВКонтакте" озвучили стоимость: 2000 за предмет", – говорит другой студент Иван.
А это Пенза. Оперативник перелистывает и раскладывает зачетки. Главные доказательства прямо в них – все курсовые работы написаны на одну тему! Преподавателя не смущали одинаковые тексты и телефонные звонки с объявлением расценок.
"Получение дипломов за деньги не является наличием высшего образования, и, конечно, те студенты, которые покупают зачеты и экзамены, сами являются преступниками. Их действия квалифицируются по статье 291 УК, то есть это дача взятки, это также уголовно наказуемо. И, конечно, такие зачеты и экзамены приниматься в расчет не будут", – отмечает старший помощник руководителя Приволжского следственного управления на транспорте СК России Дмитрий Захаров.
Не получилось "перевести стрелки" на преподавателей и у теперь уже бывшего ректора Самарского университета Ивана Андрончева. Вот оперативные кадры: бойцы спецназа и следователи обыскивают его кабинет.
Андрончева называют локомотивом этого преступного состава. По версии следствия, в головном вузе, в Самаре, учеба "повышенной комфортности" стоила немалых денег. Взятки якобы собирались и с заочников, и даже с уже действующих железнодорожников, которым нужно было подтвердить свою квалификацию. Пока следствие набирает ход, карьера бывшего ректора совершила остановку по требованию. Дорогой внедорожник Андроничева, на который указывают все соседи, сошел с ежедневного рейса "дом – университет". Сейчас Иван Константинович, судя по всему, отсиживается на конечной станции – у себя в квартире. Вместо интервью – экстренная связь с машинистом.
Зато с журналистами теперь с удовольствием встречается новый руководитель, исполняющий обязанности ректора Самарского госуниверситета путей сообщения Максим Гаранин. По его словам, в вузе сейчас проходит служебное расследование.
"Университет всегда оказывает полное содействие правоохранительным органам в решении данного вопроса, поскольку мы, как никто иной, заинтересованы в репутации одного из ведущих технических университетов Поволжья", – уверяет Гаранин.
Сейчас, например, оперативники тщательно занимаются башкирским филиалом вуза. Там в отношении преподавательницы иностранных языков возбудили больше 30 уголовных дел. Компанию ей, видимо, составят еще несколько педагогов.
Масштабное расследование продолжается. Уже заведено 185 уголовных дел – это взятки и получение незаконных доходов. Под следствием оказались сотрудники пяти из десяти филиалов Самарского университета путей сообщения, как простые педагоги, так и заведующие кафедрами, и деканы. Сейчас в вузах заменили почти все руководство. И по словам силовиков, они лишь на половине пути.
Но уже сейчас можно сказать, что путей сообщения взяток в крупнейшем транспортном вузе и его филиалах так много, что это расследование можно внести в зачет как одно из самых громких дел о коррупции в высших учебных заведениях.