Национальным бедствием на неделе признано телефонное мошенничество в России. Оценка основана на специальном исследовании. Как устроены системы безопасности банков, кто обучает так называемых "звонарей"?
В логово телефонных мошенников столичные полицейские вошли без боя. Горячая линия самоназванных банкиров тут же остыла. Пострадавшие от мошенников рассказывают одинаковые истории. "Я говорю: мне нечем платить, у меня нет денег, кроме пенсии. Целый час он меня уговаривал", – 85-летний москвич сразу обратился в полицию и помог изобличить ушлых коммерсантов.
"Предварительно установлено, что персонал данной компании с использованием баз данных обзванивал пенсионеров и под различными предлогами убеждал их передать наличные деньги", – приводит подробности официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.
Эти телефонные мошенники даже не пытались уходить в подполье. Их колл-центр работал в одной из башен делового центра "Москва-сити". Наглые операторы арендовали здесь офис под вывеской финансовой компании. Похоже, рассчитывали, что под красивым названием в престижном месте их точно не найдут.
Если раньше телефонные мошенники в основном орудовали из колоний и тюрем, сейчас все чаще прячутся под разными организациями. Подбору кадров в таких нелегальных колл-центрах – особое внимание. "Здесь четкая жесткая дисциплина и организация на уровне в общем-то сравнимого с подготовкой сотрудников оперативных подразделений", – поясняет сотрудник Управления ФСБ России по г. Москве и Московской области в 1999-2014 гг. Александр Беляев.
Мы попытались устроиться в один из колл-центров. Нам сразу заявили, что образование здесь никого не интересует. Всему научат опытные наставники. И вообще, работа непыльная. "Это автодозвон. Загружается база – она у нас очень большая – и дальше набирает несколько номеров одновременно. Тут у всех своя тактика. Каждый выбирает то, что ему удобно. Кто-то агрессивно, кто-то осторожно" — вводит в курс дела мошенник.
По скромным подсчетам, преступники совершают около 100 тысяч звонков в день. В зоне риска – клиенты банков. Это ситуационный центр кибербезопасности Сбербанка. Здесь специалисты отслеживают в режиме онлайн все подозрительные операции: списания, переводы, ну, и конечно, звонки.
Поводом для тревоги могут стать попытки входа в онлайн-кабинет клиентов во время телефонных разговоров. Также специальные приложения предупреждают о сомнительных номерах. "Мы научились определять, что вам звонит мошенник. Есть и уже можно видеть "красный светофор", входящий неизвестный номер и Сбер будет предупреждать о том, что, возможно, вам звонит мошенник", – поясняет технологию заместитель председателя правления ПАО "Сбербанк" Станислав Кузнецов.
Его коллега Никита Чугунов, руководитель департамента цифрового бизнеса – старший вице-президент ПАО "Банк ВТБ" приводит статистику: "Порядка 95-96 процентов таких видов мошенничества мы отсекаем автоматически, на основе наших алгоритмов. Конечно же, здесь нет человеческого фактора – это сложные алгоритмы и машинное обучение".
Одна из проблем – это так называемая подмена номеров. Пресс-секретарь МТС Андрей Меркутов уверен, что можно положиться и на антиспам-системы, которые есть у банков и операторов. Они позволяют еще до этапа того, как звонок добрался до абонента, блокировать его.
Блокировать нежелательные контакты помогает искусственный интеллект. Специальное приложение от "Лаборатории Касперского" – определитель номера с указанием его репутации на основе отзывов пострадавших. Дмитрий Швецов, руководитель инфраструктуры Kaspersky Who Calls делится разработкой: "Если пользователь видит, что репутация номера негативная, то это должно как-то хотя бы морально помогать принять правильное решение". В битве с искусственным разумом мошенники терпят фиаско.
Мошенники тоже совершенствуют методы, все чаще разыгрывают целый спектакль – переключают с одного на другого якобы специалиста. Так пытаются вывести из равновесия потенциальную жертву. Потому лучший способ – это, конечно, не терять бдительность и сразу прекращать такое общение.