"Полоний! Полоний!", – звучит со сцены. Историю об отравлении бывшего офицера ФСБ поставила труппа Grange Park Opera в графстве Суррей под Лондоном. Спектакли будут идти всего 3 дня – с 15 по 17 июля. Билеты уже раскуплены.
Премьере "Жизнь и смерть Александра Литвиненко" в России аплодируют СМИ понятно какого толка. Первыми её анонсировали "Дождь" – и "Знак". Канал "Настоящее время", живущий на гранты Конгресса США, крутит репортаж с генерального прогона, куда пришла вдова Литвиненко – Марина.
"Вдова Литвиненко дала согласие и с восторгом разрешила использовать в постановке их историю – понятно, что это вопрос не бесплатный", – считает Дмитрий Куликов, политолог, член "Зиновьевского клуба".
Музыку к этому действу написал не композитор – а британский инвестор. У Энтони Болтона такое хобби. "В истории есть все составляющие оперы: это про силу, политику, любовь, предательство, убийство – вот о чём много, много опер", – говорит он.
В этой истории гораздо больше лжи, чем романтики, которую, похоже, так хочет увидеть инвестор Болтон. Взять хотя бы роль Андрея Лугового, которого Скотленд-Ярд назвал якобы "отравителем" сбежавшего в Лондон сотрудника российских, а потом британских спецслужб Александра Литвиненко.
"Со спектакля в 2006 году все начиналось – вот я думаю, спектаклем и заканчивается. Это знаете, высасывали-высасывали из пальца 15 лет – в итоге, вместо того, чтобы разобраться, что случилось с Литвиненко – сделали оперу! Ну а если без улыбки говорить, то ещё раз говорю – всё, что касалось Литвиненко – это была провокация!", – уверен Андрей Луговой, депутат Госдумы России.
Зачем Лондону снова поднимать полузабытый после Скрипалей сюжет, да ещё и в оперной обертке? Анонсов очень много – их даёт "Франс-Пресс", голландские СМИ. Раскуплены все билеты – по сто фунтов стерлингов за пару.
"Кто-то заработает, кто-то сможет сделать серьёзный взнос в так называемую информационную анти-российскую истерию. Все будут петь, непонятно, правда, о чём. Потому что мы ведь знаем с вами, что судебного-то решения так и не было по делу Литвиненко. Нет установленной судом истины", – говорит Дмитрий Куликов.
Однако в Лондоне хватает соотечественников покойного Литвиненко, которые охотно послушают со сцены про "руку Кремля". Вот только похоже ли это на искусство?
"По тем фрагментам, которые мы видели, шансов продержаться больше десяти–двадцати представлений, мне кажется, нет", – считает театральный критик Григорий Заславский.
Марина Литвиненко в послепремьерных интервью британским СМИ не исключает дальнейшей, так сказать, популяризации истории с отравлением её мужа. "Сейчас – это опера, а потом может быть фильм!" – надеется вдова.
Интересно, а когда сюжет Литвиненко исчерпает себя, каким будет следующий шаг Лондона? Мюзикл про берлинского пациента?