Индустрия программ для интернет-шпионажа вышла из-под контроля, об этом пишет Эдвард Сноуден в своем Twitter. Израильская шпионская программа Pegasus могла использоваться для слежки за руководством Франции: президентом Макроном и большинством министров.
В списке тех, за кем, возможно, следили с помощью Pegasus теперь не только бизнесмены и журналисты, но даже президенты. Скандал со шпионской программой продолжает приковывать внимание по всему миру. Журналисты Франции обнаружили в документах номер телефона Эммануэля Макрона.
"Мы видим, что номер Эммануэля Макрона был введен марокканским оператором, использующим программу, которая, вероятно, хотела следить за президентом Франции", –утверждает основатель проекта "Запрещенные истории" Лоран Ришар.
Сам Макрон поручил провести "серию расследований" после сообщений о слежке за его телефонными номерами. На высоком уровне тему Pegasus комментирует и Люксембург. В небольшом государстве работают многие IT-компании. Всем, кто сотрудничал с разработчиком, NSO group, МИД страны направит официальные письма. В парламенте Индии тоже затронули тему слежки.
Кстати, кроме президента Макрона в списке тех, за кем могли следить, номера короля Марокко, президента ЮАР, председателя Евросовета и даже главы ВОЗ.
Журналисты сразу трех изданий Washington Post, The Guardian и le monde вместе с организациями защиты прав человека во время расследования выяснили: в базу опасного софта по всему миру внесены телефоны как минимум 50 тысяч граждан, которые об этом могли даже не знать.
"Программа может использовать даже малейшие сбои приложений, в том числе служб обмена сообщениями. Они могут просочиться внутрь. Невинной жертве больше нет необходимости нажимать ссылку. Достаточно одного номера телефона, и злоумышленник может увидеть все данные мобильного", – поясняет руководитель проекта Amnesty International в Венгрии Арон Деметер.
Чаще всего в базе Pegasus, если верить расследованию, встречаются имена и фамилии из Азербайджана, Бахрейна, Венгрии, Индии, Казахстана, Мексики, Марокко и Арабских Эмиратов.
Сама фирма разработчик NSO group, кстати, ее создатели – бывшие израильские военные, заявила, что данные в ряде СМИ о 50 тысячах номеров политиков, журналистов и активистов, за которыми могла вестись слежка с помощью шпионской программы, не является списком целей или потенциальных целей Pegasus.
Кроме этого, программа предназначена для борьбы с преступниками, террористами и поставляется только государствам, которые уважают права человека. При этом, как эти страны на самом деле могут ее использовать, проверить фактически невозможно. В руках опытных программистов Pegasus – цифровое оружие. В этом уверен и Эдвард Сноуден.
"Утверждение NSO о том, что "технологически невозможно" шпионить за американскими телефонными номерами, является наглой ложью: программное обеспечение, которое сработало против iPhone Макрона, будет работать также и на iPhone Байдена. Любой код, запрещающий взлом в конкретной стране, может быть отменен. Это фиговый лист", – заявил Сноуден.
История продолжает обрастать новыми подробностями. В расследовании журналистов Россия, кстати, не фигурирует. Впрочем, некоторые подозрительные моменты в телефоне наблюдали и некоторые мои коллеги, находясь в зарубежных командировках, когда камера и микрофон их мобильных во время съемок вдруг сами неожиданно стали работать.