Трагедия в Солнцеве, где 18-летняя студентка сбила троих детей, и другой нашумевший эпизод – с блогером, усадившим за руль восьмилетнего сына, – вновь заставили говорить о качестве подготовки водителей и отдельно – об их воспитании. Статистика аварийности показывает, что многие автомобилисты, забывают все, чему их учили в автошколах. А некоторые бравируют нарушениями ради лайков в соцсетях.
На этих кадрах – момент страшного ДТП. Водитель на первой полосе, как и положено, остановился перед зеброй, а Mazda на второй полосе, не притормаживая, сбила переходивших людей.
Двое детей, трех и пяти лет, умерли в больнице. Девятимесячного ребенка уже выписали – к счастью, он был пристегнут и не вылетел на землю из перевернувшейся коляски.
За рулем была 18-летняя Валерия Башкирова. Машина – подарок родственников по случаю поступления в институт.
Виновницу ДТП сначала поместили под домашний арест. Но общественность возмутилась, и Башкирову отправили в СИЗО.
– А когда она получила права, где училась? – уточняет корреспондент программы "Неделя в городе".
– Да как все, водит ну не много, полгода, наверное, начинающий водитель, нет опыта! – говорит отец Валерии Эдуард Башкиров.
Автошкола, где училась Валерия Башкирова, сейчас закрыта. Водителей здесь готовили по ускоренной программе, а часть материала предлагали изучить дома самостоятельно.
"Сейчас каждый работает, как он хочет. Автошкола получила лицензию, ну, и все. А кто дальше проверяет работу автошколы? Никто. Таких полномочий нет практически ни у кого", – комментирует ситуацию шеф-тренер экспертного центра безопасности и дорожного движения Владимир Бахарев.
Анастасия, она попросила не показывать лицо, рассказала, как ученики сдавали на права: "Я подошла к своему инструктору и дала определенную сумму. Приехала в ГАИ и с первого раза все сдала".
На месте ДТП – игрушки и цветы. А перед пешеходным переходом теперь лежачий полицейский – жители района несколько лет просили его установить.
"То есть надо было, чтобы погибло два ребенка маленьких, чтобы зашевелились", – негодуют они.
В Солнцеве много мест, где давно просят ограничить движение. Но жалобы жителей оставались без ответа. На той же улице Авиаторов – школа, сюда ходят дети со всего района.
"Здесь нет ни пешеходного перехода, ни лежачих полицейских, чтобы как-то водители сбросили скорость", – отмечают озабоченные родители.
А на Производственной улице переход был, но его убрали. Прямо по проезжей части тысячи людей идут к метро.
"Несколько лет здесь идет реконструкция данной дороги, и поэтому для пешеходов данная дорога является опасной", – убеждены местные жители.
Но светофоров, зебр и лежачих полицейских недостаточно. Если водитель пьяный или сильно превысил скорость, пролетит и не заметит препятствие. Тут речь о культуре вождения. Сама же Башкирова призналась, что в момент аварии отвлеклась на телефон. И в интернете гуляют фотографии, где студентка не на дорогу смотрит, а на экран мобильного. И такая она не одна.
Вот водитель в Воскресенске сбил на зебре двоих полицейских. А это уже водитель автобуса: пьет кофе и разговаривает по телефону. Пассажиры окликнули – вовремя остановился: в этот момент на зебру вышел пожилой человек.
По камерам в столице с начала года выписали больше 50 тысяч штрафов за разговоры по телефону во время движения, а также за непристегнутый ремень. Чтобы не слушать писк защитной системы, водители ставят заглушки.
В магазинах заглушки лежат на видном месте, словно символ преступной беспечности и халатности: одни заглушки спокойно продают, другие благодаря им спокойно ездят. И уже не стоит удивляться, что спустя всего несколько дней после трагедии в Солнцеве выпускник проекта "Дом-2" Антон Гусев демонстративно усадил за руль своего восьмилетнего сына и понесся по улицам.
Поездку снимал на телефон. А самого Гусева в этом году штрафовали уже более 100 раз.
"Ну что, наша полиция нас бережет, все очень быстро отреагировали, короче, административный штраф – 30 тысяч рублей. Но честно скажу: о содеянном не жалею!" – дает свой комментарий Антон Гусев.
Эксперты считают: права у таких водителей нужно отнимать. А виновнице ДТП в Солнцеве грозит до семи лет лишения свободы. Сама Башкирова по-прежнему в СИЗО, но пытается обжаловать свой арест – устала, просит отпустить домой. Перед семьями погибших детей она пока не извинилась.