Соцсети взрывает новая мода, или, как говорят, тренд. Подростки снимают тысячи видео с кражами колпачков с колёс машин. Школьники выкладывают свой "улов" и хвастаются перед подписчиками. Ролики набирают сотни тысяч просмотров. Как результат – гигантское количество "расколпаченных" водителей и никакой ответственности для воришек – ущерб слишком мал. Мы сняли похожее видео и проверили, можно ли быстро получить свою "порцию славы". А ещё выяснили, борются ли социальные сети с преступным контентом.
Насколько в социальных сетях популярны ролики со скручиванием колпачков? Сейчас попробуем разобраться. Сначала – соответствующий образ. Затем – снимаем ролик. Естественно, это постановочное видео.
- Всем привет! Какой улов колпачков я соберу за 30 секунд? Поехали!
С нуля создаём аккаунт. Пока ноль видео, ноль лайков и ноль просмотров. Придумываем цепляющую подпись. Ну, например, "Журналист охотится за колпачками". Публикуем!
Пока я снимаю этот материал, буду постоянно проверять количество просмотров. Интересно, попадет ли видео "в реки", то есть рекомендации TikTok?
Сотни юных тиктокеров уже "залетели". Их видео попадают в ленту даже тем, кто от клептомании далёк.
Тысячи лайков и море комментариев. От похвалы за крупный улов до осуждения. Но вот что удивительно, даже негативные отзывы выводят видео в так называемый ТОП. Ролики становятся вирусными. Школьники, оседлав волну "хайпа", то есть "славы", снимают даже мастер-классы по клептомании!
Вот и наш ролик меньше чем за час "попал в реки". Просмотры перевалили за сотню. Подписчиков у нас нет. Значит, социальная сеть начала "рекламировать" видео!
Куда меньше просмотров у горестных рассказов тех, кого "расколпачили". Одни с грустью показывают свои ниппели.
Другие ловят маленьких воришек на живца: накручивают то, что поярче сверкает. И вороньё слетается.
- Поймал пацана, который снимал колпачки с моей машины. Везде снял. Говорит, что продаёт их по 20 рублей.
- Я с папой поговорю, я вам обещаю... Давай я с папой поговорю! Веди сюда папу!
А потом время шуток заканчивается. Украина, Полтава. Ночью авторегистратор снимает, как школьники скручивают колпачки. Запись оказалась в сети, родители хулиганов пообещали извиниться. И вот он, жест примирения – лопатой по стеклу.
Водитель со сломанной рукой рассказывает, как получил по голове. В шиномонтаже говорят – колпачки того не стоят. В прямом смысле этого слова.
"Если своруют, допустим, вот эту крышку, её нигде уже не найти, потому что диски эксклюзивные. Приходили, но нет просто. Ребята, до свидания, не приходите сюда больше. Это больше не заработок для тиктокера, потому что ему особо её не продать. А это головная боль для автомобилистов. Мы называем идиотами людей, которые этим занимаются", – рассказал Евгений Усольцев, руководитель отдела продаж шинного центра.
В почёте у "колпачников" всё вычурное и блестящее – в форме короны, игральных костей, черепов или пуль. Трофеи тиктокеры выкладывают в Сеть, ставят хештеги, да ещё и подбивают ровесников: "А вам слабо?".
"У раннего подросткового возраста с 10 до 13 лет есть большой запрос на совершение какого-то действия. Раньше были инициации, когда подросток шёл на охоту, убивал волка и торжественно вешал себе на шею клык волка и все понимали – это взрослый мужчина. Вот такой колпачок – это просто аналог такого клыка в XXI веке. Была подобная раннеподростковая мода – срывать эмблемы автомобилей, когда дети демонстративно вывешивали их себе на шеи на цепочках. Это так же был аналог клыка, аналог инициации", – считает Андрей Сберовский, семейный психолог.
О девяностых вспоминает и популярный автоблогер Иван Зенкевич. У него самого миллион подписчиков и многолетний опыт ведения социальных сетей. Говорит, если бы школьникам за откручивание колпачков откручивали уши, мода на глупые кражи сошла б на нет.
"Какие герои, такие и поступки. В нашей юности герои были правильными, поэтому наши челленджи были сбор макулатуры и металлолома. И мы тоже получали за это лайки в виде грамот, в виде каких-то значков. Здесь – полнейшее отсутствие воспитания детей. И здесь должны нести ответственность в первую очередь родители. Была такая мода, появилась иномарки, первые иномарки. И мальчишки как воробьи обдирали с них названия машин, шильдики. но это было некоторое робингудство. А, во-вторых, было голодное коллекционирование. Мы этого не видели, нам хотелось. Сегодня это просто с жиру бесятся. Всё дурацкое рано или поздно заканчивается", – уверен Иван Зенкевич, автоблогер.
Тем временем, наш сомнительный ролик стремительно "взлетает" в ТОП. Уже триста просмотров, каждую секунду прибавляется ещё по пять.
Кстати, даже если воровство колпачков проходит успешно, в конце начинающих блогеров ждёт огромное разочарование. Известные тиктокеры с сотнями тысяч подписчиков уверяют: это ровно 15 секунд славы. В "тренде", а, значит, запоминается – позитивный контент.
"Необязательно поднимать себе рейтинги чёрным хайпом, как занимаются многие тиктокеры. Я думаю, что это ужасно", – рассказала Эльвира Шиндина, блогер, 700 тысяч подписчиков.
"Не нарушайте правила сообщества. Во-вторых, правда, снимайте добрый контент. Лично у меня контент – юмор. То есть абсолютно добрый детский контент. И он очень хорошо залетает на самом деле. Поэтому грязный чёрный хайп – это очень плохо", – убеждает Дмитрий Чермошенцев, блогер, 300 тысяч подписчиков.
"Это такой хайп, который взлетает. Тебя люди не запоминают. Они тебя не знают. Ты набираешь лайки, и ты опять падаешь, и это ни к чему не приводит. Я снимаю тренды и музыку. Видео, где я просто пою, набирают миллионы просмотров, и каждый может придумать себе избранную фишку. Люди будут узнавать по этой фишке", – рассказала Марина Захарченко, блогер, 800 тысяч подписчиков.
Продюсер блогеров Алина подхватывает – в социальных сетях, тем более в TikTok, важно быть уникальным персонажем. Есть всего две секунды, чтобы зацепить зрителя, пока он не "смахнул" видео в ленте. И колпачки для этого... не лучший вариант.
"Это вообще не от TikTok зависит. Я, когда в школе училась, у меня одноклассник так же значки снимал. Начинать, конечно, стоит с воспитания дома. Сегодня на самом деле это может быть даже ресурс, который нам помогает увидеть наглядно и поймать и где-то пресечь", – заявила Алина Джалалян, продюсер блогеров и артистов.
Судя по количеству видео с колпачками, далеко не все родители "подписаны" на своих детей в TikTok. Или хоть изредка проверяют, что их чада снимают и показывают всему миру. Зато этим занимаются модераторы. Сладкого не лишат, за ремнём в спальню не пойдут, но видео рано или поздно удалят. С недавних пор социальная сеть называет такой контент "нелегальными действиями".
И, возвращаясь к нашему эксперименту, это видео, даже не смотря на то, что явная постановка, заблокировали уже через несколько часов. Но тысячи похожих роликов всё ещё доступны: новые скандальные ролики появляются быстрее, чем их успевают отсматривать модераторы.