Участок пограничного поста "Полесье". Именно там белорусские пограничники обнаружили 10 человек, которых литовские коллеги выдворили со своей территории. Среди мигрантов могла быть беременная женщина и трое детей.
"Те факты, которые сейчас происходят на литовской и польской границах, не делают чести нашим коллегам, – говорит госсекретарь Совета Безопасности Белоруссии Александр Вольфович. – Как так можно? Вот свежий случай: литовские пограничники вынесли беременную женщину, бросили ее, помахали нам рукой и ушли. Какие демократические ценности, какая мораль?"
Литовские коллеги тут же заявили, что, мол, все ложь и показали видео со своих камер, опубликованное изданием-иноагентом. С припиской "женщина-симулянтка". Оно, мол, должно опровергнуть информацию белорусских пограничников. Но с такого расстояния разобрать можно только группу людей в лесу. Определить их пол или на глаз прикинуть самочувствие – проблематично, как и понять, кого из них тащили по траве. Этого, кстати, на кадрах нет.
Зато есть видео еще одной группы мигрантов, снятое несколько дней назад. Тоже с белорусской стороны. Врач измеряет пульс – женщине явно плохо – ее спешно отправляют в больницу.
По словам врача, гражданка Ирака доставлена в приемный покой в полуобморочном состоянии; ей оказана необходимая помощь.
Из Литвы беженцев гонят не просто силой – в них и стрелять теперь законно. Вернувшись в Белоруссию, они демонстрируют следы побоев.
- Они использовали электрошокеры?
- Да!
- У них было оружие? Они стреляли? Они били вас прикладами?
- Да, били в спину даже детей!
Дети, женщины, больной сахарным диабетом мигрант – вот кому белорусским медикам уже пришлось оказать экстренную помощь. Одного раненого гражданина Ирака не спасли. По мнению судмедэкспертов, он был избит и умер от геморрагического шока, вызванного обильной кровопотерей.
"Мы наблюдаем явную попытку напугать беженцев не только информационно, но и через применение силы. Понятно, что есть обратная связь, и беженец, которого прикладом выкинули, так или иначе сообщит об этом домой, а там будут думать, что дальше. Задача Литвы на сегодняшний день – хоть чучелом, хоть тушкой – как говорится в старом анекдоте, но прекратить или уменьшить этот поток", – говорит президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
А в наспех созданном лагере для беженцев уже почти 1000 мигрантов. Задерживаться в Литве никто из них не планировал; цель – Германия. Поэтому каждый стремится любым способом сбежать от литовского гостеприимства.
"Я чувствую себя плохо, – говорит мигрант из Ирака Хабиб. – Мы чувствуем себя плохо, все здесь мы чувствуем себя плохо. Здесь нехорошо. Мы хотим перемен, надеемся, что нам помогут, мы хотим помощи".
Но стоит ли надеяться на помощь тех, кто и беженцами-то их не считает? Еврокомиссар Илва Йохансон вину за происходящее перекладывает на Белоруссию. Якобы это Минск использует людей "в акте агрессии". Интересно, что даже сами мигранты другого мнения.
"Белоруссия не использует меня, мне на нее вообще плевать. То, что я делаю сегодня, – это моя жизнь. Я имею в виду, что все эти люди здесь, чтобы улучшить свою жизнь, а не потому, что кто-то нас использует. Это я использую Белоруссию", – говорит мигрант из Ирака Тамар Хейдар.
За неделю литовские пограничники выставили почти 1,5 тысячи человек. С января – четыре тысячи. Это в 50 раз больше, чем за весь прошлый год. Вильнюс заявил, что без физического барьера обеспечить охрану границы невозможно. Сейчас власти озабочены строительством 500-километрового забора. На ударный труд глава государства призвал не жалеть ресурсов. Вот только где найти 150 миллионов евро? Брюссель в финансировании уже отказал.
Тем временем ожидают обострение миграционного кризиса и в Латвии. Там возможности центров для размещения нелегалов практически исчерпаны. Только за сутки на границе с Белоруссией задержаны 200 человек. Власти уже ввели на приграничной территории режим ЧС, а в ближайшее время туда направят дополнительные силы военных.