Непростой выбор отныне стоит перед москвичами: припарковать автомобиль или "припарковаться" за столиком? В центре Москвы машиноместа вдоль тротуаров теперь занимают веранды кафе. Можно ли пообедать на обочине за 380 рублей в час? И как к этому отнесутся пешеходы и водители?
- Добрый день, девушки!
– Здравствуйте!
– Не желаете ли присесть в наш оазис в каменных джунглях под названием парклет?
- Парклет?
- Да, парклет!
Новое слово и абсолютно новое явление для города – парклет. Одни недоверчиво проходят мимо, другие с интересом садятся за столик.
- Это здорово, что вместо того, что машины здесь будут кучковаться, здесь будут стоять веранды.
На два парковочных места меньше -на одну зону отдыха больше.
На компактном и в то же время просторном парклете вмещается до 20 человек – идеальный вариант для тех ресторанов, которые не могут поставить веранду на узком тротуаре.
На Пятницкой улице тротуар разделяет велосипедная дорожка, из-за чего пешеходная зона здесь местами очень узкая. И установить веранду напротив одного из кафе, например, просто невозможно. Именно поэтому ее решили вынести на парковку, и скоро здесь вместо машин также появятся столики.
Идея не новая: такие зоны отдыха на городских парковках – парклеты, как их еще называют – очень популярны в США и в Европе. И вот теперь они в Москве -пока что только на четырех улицах.
"Всего лишь 11 парковочных мест было забрано у города для того, чтобы сделать 4 парклета. Все движение здесь спокойно, скорость не выше 60 километров в час. Поэтому здесь комфортно сидеть, несмотря на то, что это близко к дороге. Мы видим – люди сидят, поэтому дополнительное общественное пространство необходимо", – говорит автоэксперт Александр Шумский.
Но некоторые московские автомобилисты эту идею не поддержали. Они требуют вернуть им парковочные карманы, которых в центре и так мало.
- В Европе все это действительно прекрасно работает, потому что есть паркинги – надземные, подземные, специально выделенные, – чтобы люди ставили машины и гуляли. Но у нас такого нет. И если сейчас все кафе захотят делать веранды, а здесь, на Пятницкой, одних кафе штук 15-20, хотя она не очень большая, то здесь просто не останется вообще мест.
И действительно, несмотря на то, что дорожные веранды еще не везде появились, оставить машину на этих улицах и сейчас большая проблема.
- Сейчас вот буквально минут 20 ездили, искали парковочное место, а если их еще будет меньше, то нам, конечно, это будет доставлять неудобства.
- Вы знаете, что это уже не парковочное место? Здесь разметку стерли, теперь на этом месте будет веранда.
– Вообще первый раз слышу об этом. Ну, знака нет, поэтому обычно здесь паркуюсь!
Машины, проезжающие мимо уже работающей веранды в Никитском переулке, с опаской притормаживают: ведь расстояние от столиков до боковых зеркал – всего несколько сантиметров. Автоэксперты считают, что это еще и небезопасно: любая конструкция на проезжей части, особенно такая массивная, будет серьезной помехой для движения.
"Существенные риски, потому что парклет – это живое пространство, там постоянно снуют люди. У тебя может не быть камер, парктроников", – говорит вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Но рестораторы убеждают: волноваться не о чем – все продумано.
"С торца – это может быть основной удар, например, при потере управления автомобилем – он защищен железобетонным блоком. И, я думаю, машина его не пробьет. Такие же блоки стоят перед входом в метро", – говорит менеджер бара Юрий Чернега.
Пока что это скорее городской эксперимент. Станет парклетов в Москве больше или они исчезнут насовсем, зависит от того, будут ли они пользоваться популярностью среди горожан.
- Вы бы сели пообедать на парковочном месте?
– На парковочном? Конечно! Кофе попить!
- Я бы нет, честно.
– Почему?
– Потому что машины будут ездить, пыль, некомфортно мне будет лично!
В отличие от всех остальных летних веранд парклеты в столице будут работать гораздо дольше – до 1 ноября.