"Бруклинский лофт и Афганистан при талибах: более явный контраст трудно себе представить", – популярный американский таблоид New York Post пишет о Мариам Гани, дочери Ашрафа Гани. Которая, как выяснилось, сейчас находится в Нью-Йорке и ведет там "богемный образ жизни".
Мол, квартира у нее – в шикарном доме престижного района Клинтон Хилл, рядом – люксовые рестораны, много зелени, развитая инфраструктура. Короче говоря, все необходимое, чтобы чувствовать себя максимально комфортно.
А еще, наверное, чтобы творить – ведь человек она творческий. Успешная художница. По совместительству – кинорежиссер. К тому же, называет себя ярой сторонницей западных ценностей, демократической активисткой, либералкой. В общем, личность, насколько можно судить, прогрессивная.
И особенно важный момент: в соответствии с модными веяниями она неоднократно заявляла о своих феминистских взглядах. Поэтому вполне резонно было бы предположить, что приход движения "Талибан" (запрещена в РФ) к власти станет для Мариам Гани поводом безотлагательно высказаться. По крайней мере – о правах женщин.
О том, что дочь беглого президента Гани когда-то назвала себя феминисткой и борцом за права афганского народа, теперь помнят только газетные заголовки. Сегодня ее социальные сети стерильны. Все неудобные вопросы пользователей о том, почему Мариам до сих пор не вступилась за угнетаемых режимом талибов женщин, удалены, возможность комментирования постов предусмотрительна отключена.
"Я злилась, горевала и ужасно боялась за семью, друзей и коллег, оставшихся в Афганистане. Я лихорадочно работаю, чтобы сделать все, что я могу, для них", – пишет Мариам Гани.
Но злиться и горевать она начала только вчера, хранив молчание все дни наступления талибов. Ведь от Афганистана Мариам с ее рождения отделяли тысячи километров. Называющая себя ребенком двух культур, с культурой афганской лично столкнулась в 2002 году, впервые приехав на историческую родину в 24 года. Столь желанный статус гражданки США Мариам подарил ее отец. Пока афганскую землю терзали войны и революции, Ашраф Гани успешно строил карьеру в США.
"Он преподавал в университетах, работал во всемирном банке. Дети, двое детей, родились и выросли в Америке, являются американскими гражданами, там закончили университеты и вполне комфортно там себя чувствуют", – говорит первый секретарь посольства России в Кабуле (2016-2018 годы), старший политический советник миссии ООН в Афганистане (2019 год) Василий Кравцов.
После победы отца на президентских выборах ратующая за будущее Афганистана Мариам не сменила место жительства, оставшись в США. Выпускница Нью-Йоркского университета, магистр Школы визуальных искусств, обладательница престижных стипендий, сегодня яркий представитель творческой богемы. За спиной – успешные выставки в ведущих музеях мира, десятки инсталляций, несколько выпущенных книг и даже документальный фильм про афганское кино.
"Он показывался на Берлинском кинофестивале в 2019 году, собрал какие-то награды, премии. Это получился полнометражный фильм, который включает какие-то части найденных фильмов, части интервью с режиссером, которые она провела, фотографии, рефлексии", – рассказывает куратор Музея современного искусства "Гараж" Снежана Кръстева.
По иронии судьбы картина "Незавершенное нами", повествующая о пяти кинолентах, снимавшихся в коммунистическую эпоху Афганистана, но из-за смены режима так и не увидевших свет, вышла в широкий прокат две недели назад. Собирать архивный чудом уцелевший материал Мариам помогала глава "Афганкино", режиссер Сахраа Карими. Несколько дней назад она пропала, до этого опубликовав в Twitter призыв о помощи.
Неоднократно заявляющая о своей поддержке "Афганкино" Мариам никак не прокомментировала это публично, игнорируя звонки прессы и отбиваясь от репортеров, настигавших ее на улицах. К счастью, Сахрае удалось бежать из страны, правда, не так легко, как отцу Мариам.
"Это марионеточный персонаж правительства Соединенных Штатов Америки. Его дети всегда жили за границей, на Западе. Насколько мне известно, они активно путешествовали по миру, занимались разного рода деятельностью. Эта семья – это олигархическая структура. Такие ценности у этих людей. Что тут сказать – Ашраф Гани провалил все что можно, и его семья, действительно, недалеко от него ушла", – отмечает эксперт клуба "Валдай" и РСМД, научный сотрудник РЭУ Г. В. Плеханова Георгий Асатрян.
Исследовательница времени, призывающая критически рассматривать историю, теперь, вероятно, получила прекрасную фактуру для еще одной ленты. Вопрос в том, найдутся ли новые помощники, готовые рисковать жизнью в поисках уникальных кадров, зная, что в случае беды искать их Мариам не станет.