В отсутствии какого-либо переходного правительства или централизованного управления в разных провинциях Афганистана талибы устанавливают противоположные правила. Вместе с обещаниями амнистии для прежних чиновников приходят сообщения о первых казнях. Тысячи безнадежно пытающихся уехать из страны вновь были разогнаны автоматными очередями.
Американцы между стрельбой делают селфи. Британцы жалуются на чрезмерную жестокость своих заокеанских союзников по отношению к местному населению. Афганцы, которые готовы воевать с талибами, ждут западное оружие и помощь – такое письмо лидер "Северного альянса" Масуд-младший отправил в Вашингтон. Тем временем Афганистан встретил День независимости.
Пентагон направил в Кабул усиление – еще несколько подразделений, которым все сложнее держать оборону. Афганские женщины умоляют пропустить их в аэропорт, но морпехи безучастны. У северных ворот воздушной гавани американские военные сдерживают натиск толп беженцев светошумовыми гранатами и слезоточивым газом.
А здесь между толпами и солдатами только мотки колючей проволоки. Соблазн перескочить через них слишком велик. Днем бойцы армии США на летном поле с удовольствием фотографируются на фоне царящего хаоса под аккомпанемент автоматных очередей.
По сообщениям британских журналистов, между военными из Соединенного Королевства и бойцами 82-й воздушно-десантной дивизии США стали происходить конфликты из-за того, что американцы проявляют излишнюю жестокость по отношению к местному населению. Взять хотя бы тот самый эпизод со взлетом транспортника, облепленного людьми: никто и не подумал остановить разгон. В четверг, 19 августа, стало известно, что в отсеке шасси погиб футболист молодежной сборной Афганистана Заки Анвари. Его тело было обнаружено после приземления.
За периметром воздушной гавани люди просят военных забрать хотя бы детей. Кому-то везет и, перемахнув через забор, человек может рассчитывать на место внутри самолета, чтобы улететь. Чаще всего – в Катар, где находится лагерь беженцев. Это огромный ангар. Жара 45 градусов, нет кондиционера, один санузел и один душ на всех, жалуются эвакуированные афганцы.
Британцы продолжают вывозить из Кабула своих, для этого у них есть свой участок аэропорта. Граждан Афганистана, у которых нет необходимых документов, разворачивают возле КПП. Вот семья с пятью детьми, которая только что получила отказ в эвакуации.
Британские солдаты стоят на дороге, где за импровизированными баррикадами уже боевики движения "Талибан" (запрещена в РФ). Корреспондент телеканала Sky News поражен, что может так близко увидеть тех, с кем его армия воевала последние 20 лет.
"Всего один шаг – и вот он, "Талибан", – говорит журналист.
Талибы наводят порядок по-своему. Женщины и дети прячутся от пуль за укрытия, но не убегают. Боевики, как видно, стреляют не только в воздух. Забравшийся на броневик боец пытается агитировать, другой через секунду начинает бить людей прикладом автомата.
Многие талибы уже не похожи сами на себя – переоделись в натовскую форму, воевать в которой, вероятно, удобнее, чем в пуштунском платье. В бывшем штабе НАТО, видимо, было чем поживиться. Несмотря на то, что накануне бегства тут уничтожили всю оргтехнику с важными данными, что-то все же осталось. И помимо неплохого арсенала стрелкового оружия в руки талибов попали устройства для сбора биометрических данных и сами данные – сетчатки глаз, отпечатки пальцев, полный пакет сведений о личностях тех, кто сотрудничал с силами коалиции. Талибы обещали таким людям амнистию, но твердой уверенности в этом ни у кого нет.
Вообще, то, как "Талибан" подает свой новый приход к власти, какой образ старается создать в публичной сфере, говорит о том, что была выработана целая пиар-стратегия. Полевые командиры не закрываются от телекамер, охотно дают интервью. При этом в стране по-прежнему работают съемочные группы западных телеканалов.
Кларисса Уорд, корреспондентка CNN, которая давно приняла существующие правила игры и ходит по Кабулу в хиджабе, тем не менее без опаски обращается к боевикам на улице со своими вопросами.
"Могу я задать вам вопрос? Закрыть мое лицо? Они сказали мне закрыть лицо", – говорит она на камеру.
Уже закрывшись никабом так, что осталось видно только глаза, американка пытается выяснить, что за предмет талиб держит в руке – нечто, напоминающее плетку. Собеседник журналистки не хочет давать объяснений, но в публичном доступе есть немало роликов, где похожими предметами избивают людей. Еще одна видеозапись появилась сегодня. На ней боевики избивают человека, закованного в наручники. Такие съемки лидеры "Талибана" оставляют без комментариев.
На роликах, которые распространяет пресс-служба группировки, активно для этого используя самые популярные мировые социальные сети, адепты нового режима занимаются государственным строительством, общественной безопасностью, коммунальной инфраструктурой. Вот, например, подробный репортаж о строительных работах на улице в Джелалабаде, где вчера боевики пулями разгоняли протестующих, а сегодня открыли огонь во время импровизированной демонстрации по случаю Дня независимости страны от Британии.
Подобные сборища с флагами прежнего режима расцениваются как контрреволюция. Талибы День независимости отмечают тоже, но под своими знаменами.
Самый болезненный, пожалуй, вопрос – какое место в государстве, которое собирается жить по законам шариата, будет отведено женщинам. Всеобщий скепсис относительно заверений талибов, что у женщин будет возможность работать и учиться, вполне объясним. Во-первых, многие помнят, как жилось при талибском режиме в 1990-е. Во-вторых, как закрыть глаза на эти жуткие кадры закрашенных женских лиц, которые появляются каждый день? Свадебные салоны, салоны красоты, магазины одежды – будут ли там продавать что-то, помимо традиционной мусульманской?
"Магазин, банк, школы, университет – все закрыто, и неизвестно, когда начнут работу", – говорит местный житель.
Это Реза Раеси, студент Университета дружбы народов. Он, как и многие афганцы, прервал очное обучение в России и уехал на родину, где внезапно случилось то, что случилось.
"Вы знаете, сейчас в Афганистан пришел "Талибан", ситуация нестабильная, и все плохо. Проблемы с интернетом, проблемы с электричеством", – говорит Раеси, студент второго курса РУДН.
Такие, как Реза – студенты, родившиеся уже после краха талибов в 2001 году, не помнят и не знают, как жилось тогда. Но от этого страх не меньше. Всю жизнь им внушали другие, либеральные ценности. Но те, кто их внушал, вдруг самоустранились.
Какова будет система власти в Афганистане, талибы планируют рассказать в ближайшие несколько дней. Об этом у себя в Twitter написал официальный представитель "Талибана" и участник переговоров в Дохе Вардак Альханафи. Обещают, что в ней будут представлены все этнические группы и меньшинства. В Герате, где талибам сдался Исмаил Хан, один из знаменитых полевых командиров (возле его дома сейчас выставлены бетонные блоки и охрана) сегодня праздновали день Ашура. По городу шла процессия шиитов.
Траурные обрядовые церемонии, сопровождающиеся танцами и самобичеванием, посвящены мученической гибели внука пророка Мухаммеда – имама Хусейна. И хотя накануне талибы уничтожили статую лидера афганских шиитов Абдула Али Мазари, сегодня участников шествия никто не тронул.
Чиновников, которые служили прежней власти, тоже обещают не трогать – предоставят возможность послужить новой. Но амнистия, видимо, будет не для всех. Сегодня, как сообщается, был казнен, бывший начальник службы безопасности провинции Багдис – Хаджи Мулла Ачакзай. На этом видео его, связанного, расстреливают очередями. Подлинность записи еще предстоит верифицировать.
На севере страны, в Панджшерском ущелье, зреет сопротивление талибам. Ахмад Масуд-младший просит запад помочь оружием, а Washington Post публикует статью, написанную сыном Панджшерского Льва собственноручно.
"Я пишу сегодня из Панджшерской долины, готовый пойти по стопам отца вместе с бойцами, которые хотят вновь сразиться с "Талибаном". У нас есть запасы боеприпасов и оружия, которые мы кропотливо собирали, потому что знали, что этот день может наступить", – говорит Ахмад Масуд.
По его словам, несмотря на то, что союзники – американцы и британцы – покинули лояльных им афганцев, Америка все еще может быть "великим арсеналом демократии". Тут Масуд, выпускник британской военной академии, цитирует Франклина Рузвельта, сказавшего эту фразу по поводу событий Второй мировой.
"Я умоляю друзей Афганистана на Западе заступиться за нас в Вашингтоне и Нью-Йорке, перед Конгрессом и администрацией (президента США Джозефа – ред.) Байдена. Ходатайствовать за нас в Лондоне, где я закончил учебу, и в Париже, где этой весной почтили память моего отца, назвав в честь него тропу в садах Елисейских полей", – призывает Масуд.
Несмотря на то, что до этого правительственные силы сдавали без боя провинцию за провинцией – к примеру, приказ покинуть Кандагар и прекратить сопротивление отрядам коммандос Афганской национальной армии пришел из Кабула, и вот как проходила ночная эвакуация – Масуд клянется защищать Панджшер "как последний бастион свободы".
Этот регион действительно похож на неприступную крепость: из-за сложнейшего рельефа он как нельзя лучше подходит для партизанской войны и вылазок в южную часть Афганистана. Притоки реки Панджшер, которые пробираются сквозь узкие ущелья, – отличное убежище для мобильных боевых подразделений. Вновь и вновь, берут ли контроль над страной талибы или их противники, война в Афганистане не прекращается.