Тема:

Мигранты в Европе 1 неделя назад

Между двух огней: афганские беженцы застряли на польско-белорусской границе

Около 30 человек застряли на польско-белорусской границе. Это беженцы из Афганистана, которых не принимает ни та, ни другая сторона. В Белоруссию они и сами не хотят, в Варшаве же считают, что это "не беженцы, а гибридное оружие". Правозащитники возмущены, но европейские институты и соседи Польши по ЕС в ситуацию не вмешиваются.

Власти Польши отказываются начать разговор с афганскими беженцами, которые застряли на границе страны. Три десятка человек находятся на нейтральной территории без еды и лекарств, передавать им продукты запрещают польские пограничники. Принимать афганцев Варшава не собирается даже несмотря на призывы со стороны ООН. Польша считает, что беженцев должна забрать к себе соседняя Белоруссия.

Кордон из вооруженных польских пограничников с одной стороны, с другой – белорусские стражи порядка. Между двух огней – в нейтральной зоне – около 30 человек. Люди спят на земле, и так уже 17 дней.

"Я хочу попросить, чтобы нас взяли под защиту международные организации, включая ООН и ЕС", – говорит один из беженцев.

Но к обращениям мигрантов, которые попали в ловушку, все стороны пока глухи. Единственное, чего удалось добиться – белорусская сторона забрала с границы женщин и детей, остались только молодые мужчины. Все они, по польским данным, граждане Афганистана.

Пограничники с обеих сторон не разрешают ничего передавать мигрантам. Пакет с едой и лекарствами попытался передать на нейтральную полосу польский депутат Франтишек Стерчевски, но свои же пограничники его не пропустили. Собравшиеся правозащитники начали скандировать "позор".

Тогда депутат решил сменить тактику и побежал с пакетом к границе, но обойти на вираже стражей порядка у него не получилось.

Запрет на передачу помощи пограничники объясняют просто: с польской точки зрения мигранты находятся на белорусской территории. Чтобы подкрепить свою позицию, власти Польши отправили в Белоруссию целую машину с гуманитарной помощью. Предсказуемо белорусская сторона этот транспорт не пропустила. Тогда польский МИД получил возможность в очередной раз обвинить белорусские власти в нагнетании ситуации на границе.

"Мы столкнулись с хорошо организованными действиями режима (президента Белоруссии Александра – ред.) Лукашенко и должны сопротивляться им. Поэтому на польско-белорусской границе будут установлены защитные сооружения. Это будет забор высотой около двух метров, который предотвратит незаконное пересечение польской границы", – заявил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.

Уже сейчас на участке границы длиной 130 километров есть колючая проволока. Действия польских властей осудили в управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Там призвали Польшу принять всех застрявших на границе.

"Мы обращаемся к польским властям с просьбой предоставить этим людям доступ на территорию, немедленно оказать им медицинскую помощь, юридическую и социально-психологическую поддержку", – говорится в заявлении.

Все афганцы на нейтральной полосе намерены просить убежища в Польше. Польские законодатели хотят максимально затруднить подачу запроса на предоставление убежища тем, кто незаконно пересекает границу.

"Такое изменение будет полностью противоречить Женевской конвенции о статусе беженцев. Это также противоречит постановлениям Европейского Союза, в которых говорится, что каждый иностранец должен иметь эффективный доступ к процедуре приема беженцев, и даже польской конституции", – считает правозащитник Марцин Сосняк.

Соседям по ЕС и европейским институтам изменения в законодательстве польские власти объясняют необходимостью охранять внешние границы сообщества. Всех тех, кто приходит в Польшу со стороны Белоруссии, власти называют не беженцами, а гибридным оружием. Но застрявшие на границе нелегалы утверждают, что они из Афганистана, где воевал и польский контингент.

Те, кто помогал польским военным в Афганистане, уже прибыли в Варшаву, их разместили в закрытом центре и сейчас они оформляют заявки на предоставление убежища. Здесь мало у кого есть сомнения, что эти прошения миграционная служба удовлетворит. Но почему одни прилетевшие из Афганистана – это беженцы, а другие – это оружие, польские власти не уточняют.