"Памятник освободителям — по сути, незаконное строение, а лет через десять его не будет защищать международный договор с Россией". Слова Рихарда Колса, главы комитета иностранных дел парламента Латвии, который этой осенью планирует вынести на обсуждение "реструктуризацию" рижского Парка Победы.
Убрать оттуда монумент воинам-красноармейцам в обозримом будущем – не выйдет. Он – к неудовольствию националистов – охраняется специальным российско-латвийским соглашением. Но всё тот же Колс, дескать, нашёл лазейку. Предлагает считать символ героического триумфа над немецкими оккупантами и коллаборантами – символом мифической советской оккупации.
А место, где он установлен, превратить в некий "мемориал жертвам тоталитарных режимов". Это, конечно, полностью соответствует нынешней прибалтийской повестке, на проявления которой постоянно приходится реагировать российским дипломатам. Вот как раз ещё – новости из Латвии.
В городе Мадона уже завтра исчезнет со своего постамента обелиск в честь советского генерал-майора Николая Якунина. И речь здесь не о самовольном сносе памятника так называемыми латышскими патриотами, а об официальном мероприятии при участии посольства России. Какими соображениями оно продиктовано?
Обелиск уберут, а останки генерал-майора Якунина эксгумируют и перенесут на братское кладбище в Мадоне. Риторика в Латвии была такой: напрямую, в официальных документах заявляли, что хотят переноса по идеологическим причинам, ведь не место советскому воину в центре города.
"Памятник является костью в горле для местных националистов, и перенос его является чрезвычайно важным. Генерала Якунина они именуют оккупантом и считают, что в текущей политико-идеологической ситуации расположение его захоронения в центре города является неприемлемым. Это я цитирую постановление местного самоуправления", – отмечает Александр Дюков, историк, директор фонда "Историческая память".
Обелиск погибшему генерал-майору, который свою жизнь отдал за то, чтобы от нацистов Латвию освободить, хотят снести под разными предлогами не один год. Дошло до того, что латышские деятели начали прикрываться детьми. Памятник установлен недалеко от местной школы. Российская дипломатия взвесила все "за" и "против" и приняла решение.
Неонацисты Латвии уже восприняли это как победу. Ведь теперь перед теми же своими детьми краснеть не придется.
"Депутатов почему-то волнует, что дети спросят своего учителя по истории, что же это за памятник, и не будет ли каких-то проблем учителю истории ответить на тему этого памятника. Стесняются сами своей же истории", – считает Янис Кузинс, член Российского исторического общества, председатель общества истории и древностей Латвии.
Очевидную политическую подоплеку в Латвии пытались выкрутить и преподнести как-то иначе. Вот некий член праворадикального нацблока заявлял, мол, в культуре их не принято оставлять захоронения в общественном месте, это неуважение к погребенным.
Интересно, где был этот человек и его соратники, когда в Латвии вандализм над памятью Красной Армии становится нормой?
"В марте месяце на одном из захоронений советских воинов в Латвии был совершен акт вандализма, было украдено стоящее там в качестве памятника орудие и утащено в неизвестном направлении. Этот был акт осквернения могилы советских воинов – местной полицией на данный момент он никак не расследуется", – отмечает Александр Дюков, историк, директор фонда "Историческая память".
Так что, похоже, судьба обелиска и захоронения генерал-майора Якунина была бы определена.
"Это тот самый оголтелый национализм, который продолжает в Латвии развиваться на государственном уровне – героизация нацистских преступников, это переписывание истории. Конечно, плевки в сторону соседа. Все российское – это у нас мордор, Путин у нас тиран и так далее. Эта история бесконечна", – поясняет Руслан Панкратов, глава политической партии "Действие".
Ситуация крайне неоднозначная, но посольство России в Латвии уверяет: эксгумация будет проводиться в их присутствии, а захоронение останков на советском воинском кладбище будет сопровождаться торжественно-траурной церемонией. Похоже, это тот случай, когда правильней память спасти, а не ждать, пока в очередной раз имена героев станут топтать ногами.