Франция в дипломатическом нокауте от поведения Австралии, которая не хочет платить Парижу 56 миллиардов евро за 12 еще не достроенных дизельных подлодок и решила купить 8 ядерных у США и Британии. Байден пообещал крылатые ракеты "Томагавк" в подарок.
Пока Макрон молчит, Le Figaro говорит прямо: "Байден торпедировал контракт века и тем самым маргинализировал Францию и ее роль в ключевом для Запада Индо-Тихоокеанском регионе". Cговор англосаксонских держав шокировал даже австралийские СМИ, которые посчитали, что решение было принято в последний момент, но выяснилось, что Байден, Джонсон и Моррисон шептались за спиной у Макрона еще летом, на саммите "большой семерки".
Альянс новый. Новый настолько, что его члены пока не успели выучить, кто есть кто в этой триаде. Как зовут человека в телевизоре слева, президент США знал, а вот имя политика на правом экране подзабыл.
— И я хочу поблагодарить того парня внизу. Большое спасибо, приятель!
Помнит ли Джозеф Байден, как себя зовут, осталось загадкой, но зачем организован телемост, рассказал. Точнее, прочитал по суфлеру.
— Сегодня мы делаем еще один исторический шаг к углублению и укреплению сотрудничества между тремя нашими странами, чтобы каждый из нас имел самые современные возможности, необходимые нам для защиты от быстро меняющихся угроз. AUKUS объединит наших моряков, ученых и промышленность для сохранения и расширения передовых военных возможностей.
Альянс предполагает обмен разведданными, сотрудничество в кибербезопасности, но это так — бонусы. Главное, что получает Австралия, а скорее даже Вашингтон и Лондон, субмарины в Индо-Тихоокеанском регионе. Восемь атомных подводных лодок построят в Аделаиде.
"Сейчас Австралия располагает дизель-электрическими подводными лодками. Они с легкостью обнаруживаются крупными державами, которые инвестируют в такой тип контроля и развивают его", — отметил министр обороны Великобритании Бен Уоллес. О каких крупных державах речь, никто не говорит. Никаких упоминаний конкретных стран в совместном заявлении лидеров нет. Но против кого дружат, все прекрасно понимают. Журналисты спросили у Байдена, не для сдерживания ли Китая.
Китай привык к претензиям соседей, которые недовольны активностью КНР в Южно-Китайском море. Но на создание военного альянса, очевидно направленного против него, Пекин не мог не отреагировать. Посол КНР в США посоветовал членам нового альянса избавиться от мышления времен холодной войны.
Британский премьер разъяснил, что ядерным у подводных лодок будет только реактор. Оснащать их ядерным оружием пока не предполагается.
Инициатива по созданию очередного военного альянса традиционно исходила от Белого дома. И планы, как всегда, далеко идущие. В газетах звучат предположения, что строя в Австралии подводные лодки, Вашингтон делает это не только с оглядкой на Пекин, но и смотрит в сторону Антарктиды. Альянс AUKUS сможет блокировать подходы к континенту, как только у Австралии появится ядерный флот.
Ударив по рукам, каждый из членов триады сильно испортил отношения со своим союзником — Францией. Французская судостроительная компания должна была поставить Австралии 12 субмарин. Парижу в AUKUS места не нашлось, потому многомиллиардный контракт приходится разрывать.
Внезапное расторжение сделки века во Франции вызвало ярость. Глава МИДа Жан-Ив Ле Дриан обычно умеет сдерживаться, но столь унизительная для республики ситуация была воспринята им как личное оскорбление.
— Это просто удар ножом в спину. Мы строили свои отношения с Австралией, основываясь на доверии. И сегодня это доверие было предано. Я в гневе и очень сильно недоволен этим нарушением условий контракта. Союзники так себя не ведут, особенно когда речь идет о соглашении, переговоры по которому шли два года.
Ле Дриану обидно вдвойне. Именно при нем начались непростые переговоры с австралийцами. Именно он, будучи тогда министром обороны, объявлял о грандиозной сделке на миллиарды евро. А теперь США, вроде как союзники по НАТО, в своих личных интересах геополитически выбросили Францию за борт. Что еще хуже, министр узнал об этом случайно из СМИ.
Новость о столь нагло уведенном у французов контракте руководство ЕС как обычно застала врасплох. И ведь что только ни делали французские власти на протяжении последних лет во имя своих партнеров за океаном — и санкции вводили против России, и контракт с Москвой на поставку "Мистралей" под нажимом Вашингтона в 2015 разорвали, и пытались имиджевые потери американцев смягчить после их спешного выхода из Афганистана, о котором французам, кстати, тоже не сказали.
В Елисейском дворце от такой международной пощечины пока не оправились. Президент весь день хранил молчание.
Разрыв сделки века — это сокращение рабочих мест, экономические, имиджевые потери для Франции во всем мире. Не реагировать трудно, но еще труднее, когда, по сути, ответить на это нечем.