Переоценить культурный масштаб этого события трудно. Уникальная коллекция братьев Морозовых впервые покидает пределы нашей страны и оказывается в Париж. Здесь ее очень ждут, такой культурный подарок от России принимают на самом высоком уровне, сразу запланирован президентский вернисаж.
Эммануэль Макрон приехал с супругой Брижит. Она в строгом синем костюме в компании с министром культуры Франции Розлин Башло. Перед входом на экспозицию надел маску – санитарные правила.
Встречала французского президента российский министр культуры. "Конечно же, диалог очень важен, как и общение между профессиональным сообществом, – говорит министр культуры РФ Ольга Любимова. – Эту связь невозможно разорвать различным политическим волнениям".
А ведь и тогда, в начале XX века, братья Морозовы вместе с Дягилевым устраивали вернисажи российского искусства в Гран Пале, потом пополняли свою собственную коллекцию во французских галереях, Париж был центром искусства, где кипела культурная жизнь. И представителя российского купечества там были узнаваемыми гостями.
"Они, с одной стороны, были абсолютно интегрированы в западное общество, оставаясь абсолютно русскими. Благодаря их коллекциям развивалось наше искусство, но при этом они пропагандировали французскую искусство в России, в эпоху трудного диалога", – говорит Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов государственного музея Пушкина.
Диалог идет и сейчас межкультурный. Чтобы привезти в Париж Гогена, французские реставраторы специально приезжали в Пушкинский музей, делились новейшими технологиями, вместе, например, восстанавливали натюрморт с попугаями. Обоих братьев манило все французское, но в личной коллекции доминировали русские художники.
"Особенность проекта – там есть монографические залы Гогена и Сезана. Это два художника нравились Ивану Абрамовичу Морозову. Но интересно, что в большинстве залов французское показывается рядом с русским", – говорит гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Безупречный музейный вкус погружает зрителя в краски Средиземноморья или французского прованса. Триптих Боннара завораживает, чувственные импрессионисты заставляют мечтать. Абсолютно совершенная мадам Самари соседствует с обнаженными дамами в стиле ню.
"Их взгляд на картины – смелый, дерзкий, тогда это было табу, это была революция. И они ее сопровождали своей смелостью и почти политическим желанием в искусстве. Когда мы смотрим на эту коллекцию, то видим силу, видим момент, когда ее рисовали. Она возвращает нас в то время, это ощущается, это чувствуется", – говорит куратор выставки Анна Балдессари.
Дополняют атмосферу портреты и элементы интерьера тех времен, восстановлен музыкальный салон, для которого был заказан цикл панно о Психеи. После небывалого успеха Щукинской экспозиции, которую посетили около миллиона трехсот человек, организаторы надеются, что в этот раз успех будет еще более ошеломительным.