"Я рада, что пакую чемоданы и возвращаюсь домой". И еще приписка, мол, "ну её эту Украину". Это если цитировать подходящим для эфира языком. Эмоциональный пост Натальи Каплан.
Ее имя и фамилия российскому телезрителю вряд ли хорошо знакомы. Зато на Украине её все знают, как сестру Олега Сенцова. Так называемого кинодеятеля Незалежной, а на самом деле – уголовника, осужденного за подготовку теракта.
Пока Сенцов сидел в российской тюрьме, эта самая родственница стала вроде как его официальным представителем для украинских СМИ, голосом несчастного страдающего узника Кремля. На чём, собственно, и построила медиа-карьеру. Причем в многочисленных сюжетах заявлялось, мол, на Украину Наталья переехала как политический беженец. Поскольку в России её якобы преследуют спецслужбы.
А теперь вдруг резкий поворот. Можно сказать – каминг-аут. Пять лет, прожитых в Киеве, называет "адом". Саму Украину – худшей страной для эмиграции.
Аудитория, которая привыкла к несколько иному тексту на странице сестры Сенцова, мягко говоря, удивилась. Ей даже пришлось уточнять: аккаунт не взломали, просто наконец стало понятно, что "украинцы действительно не братья". Чем же ее разочаровало прекрасное желто-голубое далёко?
Пока свидомая украинская общественность, демонстрируя крайнюю степень подгорания, призывала в комментарии Олега Сенцова, сама Наталья Каплан недвусмысленно указала ему место, послав в сторону мужских гениталий не только всю Украину, но и собственного брата.
Сенцова, за которого еще недавно она обивала пороги украинских СМИ, выходила в пикеты и получала премии в Европе, Каплан назвала всего лишь двоюродным родственником. Парад откровений пополнился признаниями, что на Украине она умирает, и Сенцову она больше не сестра.
"Я вижу лишь, что в этой стране меня использовали как сестру Сенцова, кому эксклюзив слить, кому с плакатом постоять. Все. Он вышел. Мне только боль. Я поверила в Украину, но ее слоганы не имеют под собой почвы. Тут я только сестра Сенцова, меня просто использовали. И мне по**ать, что я кого-то обижаю. Тут у меня нет даже самого необходимого, побираться я не умею и для меня это унизительно, а зарабатывать я могу, только не будучи сестрой Сенцова, а в Украине это невозможно, тут на каждом углу требуют или взятку, или кумовство", – обличает Каплан.
Прозрение Каплан настигло не сразу, еще в 2019 году женщина в том же самом Фейсбуке (запрещена в РФ) билась в экстазе от факта получения украинского гражданства.
"Госпожа Каплан была уверена, что путинская пропаганда лжет, что на самом деле Украина – светлая демократическая страна, где все друг другу улыбаются и спрашивают "хау ду ю ду" или "як справа", как минимум. Здесь получилась ситуация, когда человек приехал, оказался одноразовое использован, больше никому не нужен", – считает Сергей Веселовский, политический обозреватель.
С выходом Сенцова на свободу необходимость в Каплан отпала, и предложить что-либо взамен ярой стороннице Майдана, АТО и русофобских законов Незалежная не смогла. Оказалось, Киев сильно проигрывает Москве не только в сфере безопасности и гостеприимства, но и в вопросах поиска работы для тех, кто не говорит на местном языке.
"Когда он ехала на Украину, она думала, что она там будет светочем правозащитников и отстаивать свободу политзаключённых в России, и здесь она столкнулась, что в этой стране, которую она превозносила, как страну свободы и демократии, жесточайшие законы, которые дискредитируют русских и русскоязычных", – поясняет политолог Лариса Шеслер.
Пустить корни в Незалежной не помогли ни открытая поддержка Майдана и АТО, ни брат-герой Украины. Высказывания сестры Сенцов оправдал помутившимся рассудком и попросил за нее прощения перед всеми оскорбленными.
Другой вопрос, почему брат не нашел времени поддержать страдающую глубокой депрессией родственницу, обивавшую за него пороги. Видимо, был слишком занят попрошайничеством на съемки нового фильма и полетом на Берлинале.
"Он просто боится потерять благосклонность киевского режима, податься ему некуда! Это сплошное лицемерие, и для таких людей, как Сенцов нет ничего святого – ни семьи, ни родственных связей, при любом удобном случае, защищая свою шкуру, он будет открещиваться и от матери своей", – уверена Анастасия Гридчина, председатель РОО "Украинская община Крыма".
И хоть комментаторы, используя весь русофобский арсенал, предостерегают Каплан от возвращения в Россию, пугая мрачными подвалами Лубянки, очевидно – на Родине ей бояться нечего. А вот из Украины, напротив, следует как можно быстрее рвать когти.
"Теперь, когда события приняли вот такой поворот, откровенно говоря, стоит переживать за ее судьбу, к сожалению, судьба, допустим, Павла Шеремета и бывшего депутата Госдумы Вороненкова, которые были убиты на улицах Киева, ну она может послужить, наверное, серьёзным предупреждением", – полагает Константин Кеворкян, журналист, публицист (Украина).
Как и предупреждением для тех, кто все еще верит, что Украина – демократическая, свободная и открытая страна.