Россия не хочет лишаться любимой Франции. И бережно хранит у себя артефакты великой культуры. Более того, мы готовы и самим французам напоминать об опыте прекрасного.
С самых первых шагов посетитель сразу окунается в атмосферу начала прошлого века, где со стены еще при входе на него строго смотрят авторы уникальной выставки братья Морозовы. Волна ученицы Родена Анны Голубкиной затягивает внутрь экспозиции, наполняя душу невыразимыми эмоциями. "Восторг" – самое частое слово у тех, кто побывал в этих залах.
"Я был абсолютно удивлен и счастлив увидеть зал с портретами Серова, они все потрясающие. Удивительно, насколько продвинуты они были в то раннее время, Это шоу просто захватывает! Я только прилетел из Штатов, увидел афишу и сказал себе: о, эти русские собрали такую коллекцию, я должен это увидеть!" – признается Кен Моос, коллекционер искусства.
3700 квадратных метров чистого наслаждения. Полотен, впервые вывезенных из России, хватило на 4 этажа и несколько монозалов Гогена, Сезана, Пикассо. Тонкое чутье позволило братьям Морозовым разглядеть в новом искусстве шедевры, к которым современники относились настороженно.
Журналист, конечно, должен быть нейтрален в своих оценках, но разве может хоть кого-то оставить равнодушным зал импрессионистов! Посмотрите на удивительную работу Клода Моне "Мост Ватерлоо". Здесь в основном представлены работы французских художников, акцент выставки сделан на все французское, но не только.
Знаменитая "Сирень" Врубеля заставляет остановиться, пейзажи Коровина останавливают момент, две трети полной коллекции братьев – это творчество русских художников, которых тогда вдохновлял центр культурного мира Париж.
"Насколько острый взгляд был у коллекционеров, насколько русское искусство тесно связано с западным, показывает, что мы являемся единым миром, это в одинаковой степени важно и для российской публики, и для западной", – отметила Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
"Невероятное сочетание Пикассо "Девочки на шаре" и Машкова с Кончаловским. В виде монументальных борцов. Эта экспозиция заставляет очень о многом задуматься и понять. Она сделана с безукоризненным умением и вкусом", – отметила гендиректор Третьяковской галереи.
Здесь можно сесть и забыть о времени, почувствовав себя где-то на Лазурном берегу Средиземного моря под яркими солнцем кисти Боннара.
"Без сомнения, полотно Боннара было разрезано уже после прибытия в Москву, чтобы вписаться в архитектуру. Мы сами это только обнаружили, когда получили его здесь. И я приняла решение повесить их отдельно, без архитектуры, без маски, чтобы было видно, что это настоящая картина", – рассказывает куратор выставки Анн Бальдесари.
Братья Морозовы обладали идеальным музейным вкусом, невероятным умением увидеть в искусстве главное и предчувствовать будущее.
"Нужно иметь интеллектуальную концепцию, чтобы приобретать такие полотна в конце 19 века, это абсолютно из ряда вон выходящее", – считает один из посетителей выставки.
Экспозицию готовили долгих пять лет, трижды откладывали из-за ковида и начали сразу с президентского вернисажа.
"Конечно же, этот диалог очень важен, и очень важно то общение, которое происходит между нашим профессиональным сообществом, между кураторами, между простыми исполнителями, потому что эту связь никакие политические различные разрушить не могут", – заявила Ольга Любимова, министр культуры РФ.
В пятницу прикоснуться к прекрасному можно было вплоть до 23 часов. Свободных билетов не осталось. Запланированных пяти месяцев может не хватить, так уже было с коллекцией Щукина, которая побила все рекорды посещаемости – больше миллиона трехсот человек. Цифра вполне оправданная для исключительных "Русских сезонов".