Подозреваемый задержан, мотивы пытаются установить. СМИ Франции – о человеке, который, как утверждается, напал на Эммануэля Макрона. Хотя о нападении говорить здесь, пожалуй, сложно. Скорее, речь – об этаком жесте презрения.
Собственно, можно глянуть на кадры из Лиона, где всё произошло. Глава государства общался с местными жителями, ну и, как видно, из толпы ему в голову бросили сырое куриное яйцо. Ситуация, конечно, неприятная. Особенно если учесть, что поводов для переживаний у Макрона за последнее время и так должно было накопиться с лихвой.
Тут и критика в связи с непопулярными антикоронавирусными мерами, и грандиозный скандал вокруг сорванного контракта с Австралией, которая отказалась закупать у Парижа подводные лодки. Или вот ещё – резонансные геополитические новости: премьер-министр Мали, выступая на Генассамблее ООН, фактически назвал Францию ненадёжным союзником.
Тут надо напомнить: долгие годы именно Пятая Республика позиционировала себя как гаранта спокойствия в африканской стране. Её контингент проводил там разнообразные антитеррористические операции. Но теперь в малийском правительстве дали понять, что ищут других партнёров. А почему? И главное – кто может заменить французов? Вроде бы власти Мали уже обратились за помощью к России?
Пятая республика сдаёт позиции в Африке. Телеграмм-канал "Рыбарь" приводит комментарий некоего полковника Гаспара – силовики Франции, как правило, настроены патриотично, но не в этот раз. Читаем: "Вывод французских войск происходит в самый неподходящий момент и слишком резко. Это производит впечатление поражения французов".
"За годы операции "Бархан", которая велась с 2014-го по 2021-й год, французы не смогли решить задачи по разгрому действующих в стране террористических группировок, поэтому ещё несколько лет назад начались пророссийские демонстрации, прямо с российским флагами люди выходили с плакатами с требованием России прийти и помочь", – поясняет Андрей Прокаев, специальный корреспондент Федерального агентства новостей.
Париж без всякого предупреждения значительно сокращает воинский контингент в Мали. И официальный Бамако заявляет, что страну бросили в середине полёта. Надо искать другие пути. Сергей Лавров подтвердил, что малийские власти обратились к российской частной военной компании.
"Специалисты из Франции в одностороннем порядке вдруг объявляют о том, что они заканчивают антитеррористическую операцию "Бархан". Люди – боятся! Люди не защищены! Приглашение официального правительства Мали как раз и свидетельствует о признании нашего мастерства", – считает Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Что тут началось... Представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель предупредил Мали об ухудшении отношений с Евросоюзом, если в страну придут русские. А глава французского МИД Жан-Ив Ле Дриан упомянул о неких "серьёзных последствиях" для России. Возможно, это отсылка к Вашингтону.
"Вокруг Мали и тому подобных государств существуют интересы сильных мира сего. Присутствуют американские базы и есть проамериканские группировки, в том числе террористические. Поэтому французы предупреждают – и к тому же, предупреждают с торчащим из спины ножом, который в него вонзили те же самые Соединенные Штаты Америки", – отмечает Алексей Леонков, военный эксперт журнала "Арсенал Отечества".
"Нож" – это перехваченная Вашингтоном сделка с Австралией. У Парижа сейчас не лучшие времена.
"Удар произошёл буквально недавно – Франция лишилась военного контракта на строительство двенадцати подводных лодок для Австралии. Швейцария отказалась от закупок французских истребителей "Рафаль". У неё и внутренняя обстановка неблагоприятная, связанная с пандемией, с протестами, с "жёлтыми жилетами" – то есть, мягко говоря, Францию штормит", – считает Алексей Леонков, военный эксперт журнала "Арсенал Отечества".
У Брюсселя и Вашингтона претензии к Парижу насчёт АЭС, которые он не хочет глушить, не поддерживая пресловутый зелёный тренд. И от НАТО Франция не в восторге – вот и оказалась в изгоях. Однако это не значит, что Париж не будет мешать России в Мали, где французы добывают золото и уран для атомных станций.
"Французы будут ставить палки в колёса российскому присутствию. Они могут шантажировать Мали, просто скажут, что, если вы дальше будет сотрудничать с русскими, мы вам экономическую помощь прекратим – а с другой стороны, они будут поддерживать оппозиционные к малийскому правительству группировки", – предполагает Андрей Прокаев, специальный корреспондент Федерального агентства новостей.
Считать, что Франция теперь окончательно потеряет Мали, было бы наивно, считают аналитики. Золотовалютные запасы Бамако – в парижских банках. Связи у стран давние, но то ли их характер настолько не устраивает нынешнее правительство Мали, то ли террористы окончательно распоясались – без России, выходит, уже никак.