Деревянный мольберт из тех, что обычно ставят рядом с придорожными барами и кафе. На нем – написанное от руки и по-испански меню дня. Вот только, если начать вчитываться и переводить, то вместо названий предлагаемых блюд можно увидеть список женских имен. Большинство из них – русские. София, Катя, Саша. Рядом с каждой – возраст: от 17 до 35. А вот цена – общая для всех. За "русскую девственницу плюс кокаин" просят 50 евро. Это если без дополнительных услуг. Такие плакаты появились на улицах целого ряда городов Испании. И это вовсе не реклама девушек с пониженной социальной ответственностью, а наоборот, акция, направленная на привлечение внимания к борьбе с проституцией. В общем, внимание и в самом деле, привлекли. Только возник вопрос – почему в рамках, казалось бы, полезной кампании используют именно русские имена. В ассоциации русскоговорящих юристов Испании заявили, что такой ход организаторов оскорбляет по меньшей мере "50 тысяч русских женщин, проживающих в стране". Поскольку испанской проституции почему-то дали вполне конкретное гражданство. И общественная реакция последовала незамедлительно.
Эти плакаты красуются в самых людных местах. Например, на остановках общественного транспорта. И эта, с позволения сказать, социальная реклама должна была появиться в восьми испанских городах.
"Очень многие мамы переживают за то, что это будет иметь отражение в школах. Наши девочки-подростки в испанских школах могут пострадать от буллинга, могут пострадать от стигматизации русского подростка, русской молодой девушки", – объясняет жительница Тенерифе Ольга Шувалова.
Всю эту кампанию затеяла испанская ассоциация "Новая жизнь", которая занимается защитой женщин от насилия, выступает против сексуальной эксплуатации.
"Мы оказываем помощь русским, африканкам, латиноамериканкам, испанкам. И никогда не ставили целью выделить определенную национальность. Я очень хорошо понимаю реакцию. Мне жаль, что сложилась эта ситуация. Я сама испанка по паспорту, но по рождению я мексиканка. Когда планировали эту кампанию, мы хотели обратить внимание на тему сутенеров. На тех, кто продает женщин, а не судить самих женщин", – объясняет руководитель проектов ассоциации Лурдес Хименес.
Благими намерениями, как говорится. Утверждают, что не хотели делать акцент на национальности. Но на плакате четко написали про русскую девушку.
"То, что мы видим – это оскорбление целого коллектива, целой группы людей по мотиву национальности. Если не будет официальных извинений и не будет восстановлены честь и достоинство наших граждан, проживающих в Испании, мы готовы рассмотреть любые действия в судебном порядке", – заявил адвокат Олег Губарев.
По статистике, подавляющее большинство женщин, что занимаются проституцией в стране, приезжают из-за океана. Но автор работы – студентка одного из местных вузов, чья работа победила в конкурсе социальной рекламы, этот факт проигнорировала.
"Это не является каким-то отражением среза общества, не является отражением стереотипов в обществе. В моем понимании, это сложившаяся ситуация очень четко показывает, что идею рекламной кампании доверили человеку, скажем так, не совсем далекому, с недостаточным уровнем общего образования", – говорит руководитель Русского дома в Мадриде Сергей Сарымов.
На защиту россиянок встали множество испанцев. Среди комментариев попадаются и такие, например: авторы кампании испугались возможных обвинений в расизме, поэтому и написали про русских. Опрометчиво, ведь даже петиция появилась с требованием убрать оскорбительную рекламу. Подключилось и посольство.
"Наши дипломаты связались с организацией, направили обращения в министерства, финансовые организации и другие институты, которые указаны в качестве попечителей. Нас заверили, что никого обидеть не хотели и принесут извинения, а также оперативно снимут вызвавшие резонанс баннеры", – заявил пресс-атташе посольства России в Испании Дмитрий Болбот.
Представители русской диаспоры также намерены получить официальные извинения от ассоциации, где сообщили, что уже начали демонтаж этих плакатов.