Сезонный рост заболеваемости коронавирусом закономерен – граждане вернулись из отпусков, школьники и студенты общаются в тесных коллективах, на ковид наслаиваются традиционные ОРВИ. Такое мнение высказала главврач 52-й больницы Марьяна Лысенко в эксклюзивном интервью журналисту программы "Вести в 20:00".
– Марьяна Анатольевна, сейчас наблюдаем рост заболеваемости, рост госпитализаций с коронавирусом. На ваш взгляд, с чем это связано?
– Ситуация ожидаемая, к сожалению. Достаточно небольшой объем вакцинированных людей у нас на сегодняшний день в Российской Федерации в целом, в Москве чуть побольше, но тем не менее он недостаточный для того, чтобы спокойно пережить эту осень. Респираторный вирус течет, естественно, с сезонными обострениями. Это связано и с изменением погоды, и с тем, что достаточно большое количество людей вернулось из отпусков, с каникул, вернулись студенты в институты, дети – в школу, контактов стало больше.
– Насколько сильным будет этот новый эпидемический виток?
– Недалек тот момент, когда начнутся другие вирусные инфекции, в том числе и грипп. Учитывая, что, к сожалению, люди сняли маски в большинстве своем и перестали так серьезно относиться к мерам социальной защиты, могут быть проблемы.
– Санитарные врачи говорят, что почти 100% заразившихся сегодня – это "дельта"-штамм. Насколько он отличается от предыдущих?
– "Дельта"-штамм абсолютно неравнодушен ко всем возрастным группам населения. Протекает он существенно агрессивнее, чем предыдущие штаммы, инфекции. К сожалению, вот этот вот люфт по времени, который у нас был в первые волны, где-то порядка 12-14 дней до момента развития поражения легких, сейчас сократился до 2-3 дней. Поэтому очень часто пациенты поступают уже в "запущенном" состоянии. Ну и, естественно, возникает очень много проблем с их лечением. Есть и молодые, и пожилые пациенты. Молодых становится больше.
– Когда уже идет подъем заболеваемости коронавирусом, имеет ли смысл делать прививку сейчас? Не будет ли опасности того, что антитела еще не выработаются, а человек заразится?
– Прививку надо делать и сейчас, и вообще, и надо было делать до. То есть прививку надо делать однозначно. Безусловно, люди, которые только что прошли вакцинацию, должны внимательно за собой следить, должны носить маски, должны избегать контактов с большим количеством людей, заходить в места, где много людей. Не нужно пренебрегать этим, особенно в период между первой и второй вакциной. Это важно.
– По вашим наблюдениям, какой процент вакцинированных среди тех, кто попадает к вам в отделение? И как у них проходит заболевание?
– У нас есть особенности в больнице: мы занимаемся людьми в том числе и с компрометированным иммунитетом за счет их основных заболеваний, либо за счет того лечения, которое они получают по своим основным заболеваниям. Поэтому говорить о какой-то чисто статистической выборке не представляется возможным. У нас очень много пациентов с трансплантированными органами, с нефрологическими заболеваниями, с тяжелыми системными заболеваниями, гематологических пациентов. И те результаты, которые у них есть после вакцинации, невозможно экстраполировать на здоровых людей. Но тем не менее на сегодня не более 10% заболевших от всех поступивших в наш стационар – это люди, которые получили вакцину. По тем или иным причинам у них не было достаточного иммунного ответа, но все эти пациенты болеют не тяжело – в реанимации пациентов после вакцинации нет.
– Все, кто лежит в реанимации, без прививки?
– Да, либо, так сказать, позиционировавшие себя как привитые, но, к сожалению, это не есть правда. У нас есть уже, к большому несчастью, такая опция, возможность каким-то образом приобрести сертификат вакцинации. Конечно, когда люди уже находятся в тяжелом состоянии, они, безусловно, говорят правду, но уже она ни на что не влияет.
– Признаются уже по факту?
– Да, признаются уже по факту, что это, в общем, произошло иным путем, нежели традиционная вакцинация. Но это уже ничего не меняет, потому что тяжелое течение болезни.
– Сожалеют об этом?
– Безусловно, все сожалеют. Вообще, если пройтись по отделениям, то люди, которые заболели, очень сожалеют о том, что они не сделали вакцину.
– Будем надеяться, что наши зрители делают правильный вывод.
– Мы очень на это рассчитываем.
– Спасибо большое, Марьяна Анатольевна, за уделенное нам время.
– Спасибо.