Первой премьерой сезона Московского театра кукол стал спектакль "Минотавр" (18+) режиссера Натальи Пахомовой и художника Елисея Шепелева, поставленный по одноименной философской балладе Фридриха Дюрренматта к столетию автора.
Фридрих Дюрренматт – сочинитель удивительный. Во-первых, он из Швейцарии. Страны лучшего сыр, вкуснейшего шоколада и взбитых сливок. Но искусство в чистом виде для швейцарцев даже не второстепенно, а отложено на пятый или шестой план (после семьи, земли, еды, работы и прогулок по горам). Поэтому многовековой список литераторов, скульпторов, музыкантов и остальных представителей творческого сегмента, родившихся в этой стране и оставшихся жить на родине плачевно короток.
Во-вторых, Дюрренматт не только швейцарский писатель, его произведения переведены на 40 языков, а пьесы "Ромул Великий", "Визит старой дамы" и "Физики" имеют в своем репертуаре театры всего мира.
Но важнее всего умение Фридриха Дюрренматта высмеивать современные ему события, раскрывая их сущность через классические, вечные сюжеты. Например, в "неисторической исторической комедии" "Ромул Великий", используя исторический сюжет падения Западной Римской империи, он пародирует существование и крах Третьего рейха.
В комедии "Физики" действие происходит на вилле частного психиатрического санатория "Вишневый сад", основанного доктором медицины Матильдой фон Цанд. Все ее пациенты, по уточнению драматурга "выжившие из ума аристократы, пораженные склерозом политики — за исключением тех, кто все еще держит в своих руках бразды правления, – а также дебильные миллионеры, писатели-шизофреники, магнаты индустрии, страдающие депрессивно-маниакальным психозом, и так далее. Короче говоря, душевнобольная элита чуть ли не всей Европы".
Как мы помним, Антона Павлович лично определил жанр пьесы "Вишневый сад" как комедия. А диалоги Чехов выстроил таким образом, что последующие реплики не являются ответом на заданный вопрос, что подчеркивает неумение героев слушать и слышать друг друга. Не делают этого и пациенты "Вишневого сада" доктора Цанд.
Драматическая баллада "Минотавр" была создана во второй половине 80-х. Дюрренматту на тот момент чуть больше 60 лет, и получив прижизненный титул классика семь раз номинированного на Нобелевскую премию по литературе, он мог довольствоваться всеми бонусами своего положения.
И он использует их сообразно своему пониманию жизни: женившись во второй раз, Фридрих продолжает сочинять новеллы, баллады и даже пишет роман "Ущелье Вверхтормашки".
В каждом новом произведении присутствует он использует один или несколько излюбленных образов: сумасшедший дом, раздвоение личности, швейцарскую деревню, космос. Но главное – запутанный лабиринт, из которого самостоятельно, без поддержки и помощи не выбраться здоровому, нормальному, любящему человеку.
В таком зеркальном лабиринте оказывается Минотавр. Но не привычно злобный монстр из древнегреческого мифа, а доброе, уродливое существо, заточенное внутри этого странного сооружения. Закованное за непонятную провинность быть не таким и из-за того, что богам и людям не хотелось видеть рядом отличающееся от них непонятное порождение их же греха.
Минотавр пытается выбраться из лабиринта, но за каждым поворотом он встречает только свое отражение. Их десятки, возможно сотни, но подружиться с ними ему не удается. Неожиданно счастье улыбнулось ему – в пещеру забрела прекрасная девушка. Не рассчитав силы своей любви, он убивает ее. За это его ожидает расплата. И это не смерть от руки Тезея, как может показаться на первый взгляд, Минотавр не боится смерти, которую он не знает. Для него гораздо страшнее превратиться в злобное, жестокое чудовище, которого все боятся.
По крайней мере так думал Дюрренматт, который проводит своего героя по многочисленным испытаниям. Вначале его переполняло чувство радости от того, что он был вождем множества себе подобных, отраженных в зеркалах. Затем от нового, удивительного чувства – любви. Последний раз Минотавр ликовал, когда понял, что перед ним стоит ему подобный, но отличный от тех, кого он видел в зеркалах (Тезей). И каждый раз чувство радости сменялось разочарованием, горечью потерь, ликование – яростью.
Несколько отличный от драматургического замысла Минотавр создан Пахомовой и Шепелевым. Он сразу злобен, агрессивен и отвратителен в любом своем проявлении. У него предельно короткий список возможностей для развития, который быстро заканчивается агрессией.
Тут важно помнить, что у режиссера есть отправная точка – собственное видение материала, его личная концепция. Но в таком случае было бы уместно уточнение, что спектакль создан «по мотивам» поэмы Дюрренматта. Этого не случилось, поэтому зрителю остается лишь догадываться, что согласно замыслу драматурга, Минотавр существо особенное, способное размышлять, чувствовать, страдать. На театральных подмостках тема радости и душевной красоты несколько сократилась, превратившись полуэротическое шоу.
Важно, что к выводу приходят они к одному и тому же выводу. Дюрренматтовский лабиринт – метафорическая модель мира, где ни одно живое существо не может ничего изменить, независимо от выбранного им пути. Театральный наглядно демонстрирует, что уничтожение любого инакомыслия заложено в систему. Иначе мир превратится в зеркальный лабиринт, а из лабиринта в хаос. А для того, чтобы уберечь человечество от хаоса все средства хороши.
Мысль, с которой можно спорить, но она уже записана автором и увековечена театром.
Загадка лишь в том, почему именно "Минотавра" Фридрих Дюрренматт посвятил актрисе и режиссеру Шарлотте Керр, на которой он женился женился в 63 года. Теперь уже загадка навечно закрытая в лабиринте мыслей.