Для будущих поколений суровые зимы, возможно, станут событием из области фантастики. Британские и канадские ученые пророчат, что через 500 лет холодных уголков на Земле не останется. И вообще планета станет непригодной для жизни.
Исследователи из Канады и Великобритания рисуют довольно мрачную картину будущего. Земля может стать непригодной для жизни людей через 500 лет. Цивилизация сохранится, но на планете будут вестись бесконечные войны. Причем не за нефть и газ, а за воду и плодородные почвы. Такие привычные для нас сельхозкультуры, как пшеница и картофель, станут "на вес золота", а максимальное распространение получат соя и кукуруза.
Климатические изменения окажут глубокое воздействие на естественную растительность и человеческое общество. Образы из фильмов-катастроф могут стать реальностью. Североамериканская житница – Великие равнины – изменится до неузнаваемости. В 2500 году монокультурные злаки заменят причудливые субтропические растения, похожие на масличные пальмы. Среди плантаций развернется система ирригации, необходимая в условиях экстремальной летней жары.
Пожары и засуха почти полностью уничтожат знаменитые леса Амазонии. Главная водная артерия Южной Америки обмелеет, иссохнет и превратится в тонкий ручеек. Из-за нехватки воды и высоких температур увеличится повторяемость засух, и эти территории станут малопригодными для жизни.
В Индии к 2500 году невозможно будет выйти на улицу без герметичного шлема и защитного костюма, распыляющего охлаждающую жидкость по телу. Активное солнце будет губительно для кожного покрова. В атмосфере снизится содержание кислорода, дышать можно будет только в кислородной маске.
Все это будет наиболее болезненным результатом глобального потепления. Через несколько столетий арктический климат теоретически вообще может исчезнуть, превратившись в морской умеренный, а над комфортными средиземноморскими субтропиками весь год будет преобладать знойный тропический воздух. В итоге степная зона умеренных широт с плодородными почвами может превратиться в полупустыню.
Другая сторона медали – рост уровня Мирового океана. На первый взгляд он небольшой – к 2100 году всего 1 метр, а к середине тысячелетия – не более 2,5 метра. То есть океан отвоюет у суши самую малость. Но дело в том, что во время штормов разрушения в прибрежных областях станут более масштабными. В современных условиях катастрофические морские нагоны, связанные с тропическими ураганами, случаются в различных регионах Земли один раз в 10-15 лет, а в новой теплой климатической эпохе это будет происходить ежегодно. Ну и, конечно, неизбежен рост числа экстремальных ливней.
Однако, существуют и другие, более мягкие прогнозы. Даже лучшие модели предсказывают изменения климата совсем неодинаково.
"Те модели, которые мы знаем, в том числе модели земной системы, в которых есть интерактивный углеродный цикл и эмиссия из болот, вечной мерзлоты при ее таянии, они показывают, что если мы все-таки эмиссию прекратим и существенно снизим, как планируется при выполнении Парижского соглашения, то 10-20 лет температура продолжит расти, но затем она начнется уменьшаться, рост ее прекратится, и мы стабилизируем климат", – говорит Владимир Семенов, заместитель директора Института физики атмосферы имени А. М. Обухова РАН, заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН.
Поэтому превращать самый катастрофический сценарий климатических изменений в неотвратимую реальность не стоит – в конце концов, это модельный расчет, а не факт. Вымирание человечеству пока не угрожает. Но это не означает, что глобальное потепление не несет в себе региональных угроз и серьезнейших последствий для цивилизации, в том числе продовольственного кризиса.
Поэтому снижение рисков, в частности попытка ограничить рост планетарной температуры, как того требуют Парижские соглашения по климату, важная задача мирового сообщества.