Европе точно не до Украины. В Германии, например, местный аналог нашего МЧС запустил по телевидению учебный ролик на случай отключения электричества и тепла. В нем смекалистая теща натягивает на себя дома пуховую куртку, заклеивает окна фольгой для сбережения тепла и мастерит из глиняного горшка греющий абажур, использующий энергию свечей. Блондинка-дочь и чернокожий зять просто счастливы так согреться. И – главное – у этой европейской семьи нет претензий к идиотизму еврочиновников, что довели даже Германию до моделирования примитивных греющих приборов на случай тотального замерзания.
Идиотизм подчеркнут еще и наличием готовой газовой трубы из России – "Северного потока-2", который в любую минуту способен расшить рукотворный энергетический кризис в Европе. Но нет же... Назло России отморозим уши. Вот как теперь оно по-европейски.
Больше 1200 долларов за кубометр газа – это уже реальность европейского фьючерсного рынка. Ощутимый удар по целым секторам экономики Европы. Затронуто все: сталь, цемент, керамика, стекло, нефтехимия. Немецкий гигант "Басф" сокращает производство в Германии и в бельгийском Антверпене, норвежская "Яра" снижает выпуск аммиака на 40%. Высокие цены ударили и по крупнейшему на континенте производителю меди.
В Великобритании полностью остановлена работа химических предприятий, где делали углекислый газ, закрылись 9 британских энергетических компаний, производство удобрений поставлено на паузу, что рискует потянуть за собой на дно и сельское хозяйство.
Цены на все ощутимо растут, платить в конечном итоге потребителю. Во Франции в октябре счет за газ вырос сразу на 12,6%, в ноябре прогнозировали рост еще на 15%. Правительство замораживает цены в надежде, что буря на газовом рынке к весне утихнет.
"Мы будем их блокировать, больше не будет повышения цен на газ. У меня есть такая законодательная возможность. И, начиная с апреля, согласно экспертам, цена на газ должна начать падать", – заявил Жан Кастекс, премьер-министр Франции.
Франции легче – энергию дают собственные атомные станции, но газ приходится импортировать. 36% идет из Норвегии, 17 – из России, еще 8% приходятся на Алжир и Нидерланды. Альтернативные виды энергии, несмотря на гигантские денежные вливания на общеевропейском уровне, смогут покрыть лишь треть от необходимого Франции объема. И то не раньше 2030 года. А пока в Европе безветренная осень, которая лишний раз показывает, что полностью полагаться на зеленую энергетику еще нельзя. Отсюда и взрывной спрос на традиционные виды топлива – уголь и газ.
Хранилища Нидерландов заполнены лишь на половину, так бывает в конце отопительного сезона, но никак не вначале. Цены для конечного потребителя, по разным оценкам, могут вырасти на полтысячи евро за год. В Бельгии цены тоже ползут вверх, счет за газ увеличится в среднем на 784 евро – это больше, чем в прошлом году сразу в два раза.
Цены в ЕС – результат созданной британцами архитектуры европейского рынка газа на основе биржевой торговли и произвольных финансовых инструментов по образу нефтяного рынка. Любые колебания тут же подхватывают спекулянты, зарабатывая на перепродажах товара или прав на него. По задумке, такая система должна была нарастить конкуренцию и позволяла бы избежать оплаты резервных мощностей. Краткосрочные контракты не гарантируют, что на рынке будет нужный объем газа в пиковые периоды, а таковых в этом году оказалось сразу три. В итоге, когда прижало, лишнего газа на рынке не оказалось – цены взорвались. Норвегия при этом сократила поставки: США – давний союзник, на которого в Европе привыкли во всем полагаться, – в очередной раз их кинули – свой сжиженный газ перенаправили в Азию, где цены еще выше и тащат вверх европейские.
В таких условиях самое выгодное – играть в долгую, что и сделала Венгрия, "Это не политический вопрос, а стратегической безопасности. Политикой разогреть очаги нельзя, а газом можно", – заявил Петер Сийярто – министр иностранных дел Венгрии.
Через пару дней после торжественного подписания на сербско-венгерской границе повернули вентиль, и газ теперь идет в обход Украины: 3,5 миллиарда – через Сербию, еще один – через Австрию.
Киев лишается около 10 миллиардов кубометров транзита, топливо теперь придется покупать в Европе по рекордным рыночным ценам, от того и тарифы на горячую воду и отопление повысят до 70%. Вместе с тем дорожают уголь и дрова, которыми украинцы этой зимой готовятся топить дома.
В Киеве – истерика. Отменено заседание совместной с Венгрией межправительственной комиссии по экономике, Будапешт обвинен в предательстве европейских идеалов, от Еврокомиссии требуют инициировать проверки контракта.
Глава МИД Венгрии публично выразил протест против такого вмешательства во внутренние дела страны, а потом еще и вызвал на ковер украинского посла. Не оставил без внимания такие высказывания и премьер-министр Виктор Орбан: "Венгрия – суверенное государство, и мы сами решаем, у кого покупать газ и каким образом его доставлять. Мы выбираем маршрут, который гарантирует нам наибольшую безопасность, и никто не вправе в это вмешиваться. Скажите украинцам, чтобы они решали свои проблемы сами".
В Еврокомиссии предпочли не ввязываться в дискуссию, списали на то, что у них нет данных о содержании контракта с "Газпромом".
У Брюсселя свои приоритеты: не Украина, а подготовка к отопительному сезону в условиях рекордных цен. Остановить рост могут дополнительные объемы от "Газпрома", которые тот готов направить по "Северному потоку-2", тем более что одна из веток технически полностью готова, осталось только выдать бумаги. Но на то нужна политическая воля, которой у сегодняшней Европы по-прежнему нет. Как нет и никакого другого решения в условиях созданного ими же биржевого рынка газа.