"Иван Денисович" не первый фильм режиссера Глеба Панфилова по произведениям Нобелевского лауреата Александра Солженицына. Многосерийная лента "В круге первом" удостоилась самых лестных отзывов от самого писателя. Как свидетельствовала жена писателя Наталья Солженицына, фильм вызвал у него радостные чувства, ведь увиденное не только не противоречило его замыслу, но во многом даже развивало исходные образы. Идея создания картины по повести "Один день Ивана Денисовича" пришла к нему давно, но режиссер долго не мог приступить к работе – снять по написанному, казалось, невозможно. Большая сила воли и безграничная любовь к автору потребовались Панфилову, чтобы на языке кинематографа рассказать о том, как остаться человеком в нечеловеческих условиях. В итоге на широких экранах – ровно сто минут из жизни Ивана Денисовича, правдиво снятые легендарным мастером с участием потрясающего Филиппа Янковского и непревзойденной Инны Чуриковой.
- Глеб Анатольевич, как появилась идея снять фильм по повести Солженицына?
- Это особая история, заказной фильм к юбилею писателя. Я, такой возвышенный, с мыслью о великом авторе, с воспоминаниями от предыдущей работы, которая меня захватила, там был материал потрясающий! – я согласился. Это было необдуманное решение, я не понимал, в какое трудное дело вхожу.
- В чем состояла трудность экранизации повести "Один день из жизни Ивана Денисовича"?
- Вот рассказ: длинный, казалось бы, обстоятельный. А что мы знаем о герое? На самом деле, знаем о нем очень мало. Знаем, что он воевал, был ранен, попал в плен, бежал из плена, за это был осужден и посажен на десять лет в лагерь. И еще знаем, что у него две дочки и жена. Вот и все составляющие. Больше автор нам никаких подробностей не рассказывает. Как делать фильм? Все надо было решать сначала, придать всему действие и смысл. К этому, собственно, и свелась работа над сценарием. Хотя первоначально мне сказали: "Снимай. Все написано".
- Фильм не оставляет равнодушным никого. Не последнюю роль в этом сыграли натурные съемки и прекрасная операторская работа. Насколько важно было для вас снимать в условиях настоящей русской зимы?
- Принципиально важно! Это не поделка. Это рассказ великого автора, известный во всем мире, и тут халтуры быть не могло. Поэтому мы, слава богу, имели настоящую снежную зиму, морозную, и это видно на экране. И хорошо, что видно, понимаете? Это очень важная составляющая: как трудно было воевать. Съемки проходили в Московской области, все было по-настоящему. Я благодарен съемочной группе.
- Что именно вы добавили в линию главного героя? Каким у вас получился Иван Денисович Шухов?
- Еще до того, как я перечитал рассказ, мне явилась простая мысль. Она заключалась в том, что наш герой в силу конкретных обстоятельств приехал получать новую пушку. Он артиллерист после ранения. Я придумал ему профессию – он тракторист и механик МТС. Он сельскохозяйственный рабочий, не свинопас, не хлебороб, а интеллигентный сельский житель. Это для меня очень важно. Это человек отзывчивый, человек, реагирующий на то, что происходит. Поэтому я и актера выбрал соответствующего.
- Что для вас было главным в этой роли? Почему вы решили пригласить именно Филиппа Янковского?
- Прежде всего, чувство достоинства, которое есть в самом человеке. А герой именно такой человек. Так было у автора, мы именно этого и держались. Я еще раз подчеркну, что это был не уголовный лагерь, а политический. Это очень важное обстоятельство. Но самым главным для меня стал артист Янковский-младший. Собственно, теперь он не младший, а старший, младший – это его сын. Филипп в отличной поре, в отличном творческом состоянии, он был готов для этой роли. Вот это я почувствовал и порадовался. Я порадовался за Олега, как он был бы счастлив увидеть эту работу сына.