Сторонники готовят новую акцию протеста, сообщники отправлены судом под арест, а на свидание в тюрьму приехала любимая женщина. Весь день из Грузии приходят новости о заключенном "номер один" – бывшем президенте Михаиле Саакашвили. Он за решеткой с конца прошлой недели, когда его задержали после незаконного пересечения границы. Задержали прямо в Тбилиси, где он укрывался на конспиративной квартире. Лично попасть в это убежище несостоявшегося революционера, а также почитать письма, которые он не устает писать на волю, удалось журналисту Александру Бузаладзе.
Обычный район Тбилиси к северу от центра города, так называемая Санзона. Пятиэтажный дом, внизу – офис партии Единого национального движения. Тут Саакашвили и прятался.
Это тбилисский спальный район. Улица Квишхетская, дом 2а – такой никому не видный закуточек. Пятиэтажный дом, на четвертом этаже здесь и скрывался долгое время Михаил Саакашвили. Назовем это место "норой". Он провел здесь несколько дней сразу после того, как прибыл из Батуми в Тбилиси.
Нас пустили внутрь служба безопасности. Эти же ребята на видео задерживают экс-президента.
Стол сервирован на три персоны – две бутылки водки по 0,75, надкушенный батон, две разорванные хинкали и заказные хачапури с сыром и зеленью. Это не похоже на застолье, а на обычный перекус по-быстрому, который был прерван неожиданно.
Офицер службы госбезопасности защелкивает наручники на запястьях Саакашвили. Михаил Саакашвили говорит, что его уже арестовывали, и он все понимает, просит разрешение выпить таблетку.
А, может быть, это на посошок, для храбрости. Понятые видят испуганное выражение на лице Саакашвили, кому как не ему понятно, что пощады не будет: натворил он достаточно.
И вот уже из Руставской тюрьмы №12 спешат адвокаты. Они встречались с экс-президентом Грузии, он плакал, они утешали. Теперь он то и дело пишет письма, угрозы – заявления на бумажках формата А4. А все потому, что прокуратура запретила ему звонить даже по стационарному телефону. Вакуум: Джо Байдену не позвонить. Владимиру Зеленскому Саакашвили написал слова благодарности за возврат гражданства, за обретение новой родины. А еще он так и написал на украинском: "я здесь – узник Путина". Это, видимо, последний аргумент в обращении к Зеленскому, но грузинские власти непреклонны – экстрадиции не будет.
"Мы еще вчера потребовали назначения заседания суда для пересмотра меры пресечения, – рассказывает адвокат Бека Басилая. – Нам ответили, что у нас нет на это времени. И мы можем провести такое заседание только 10 октября, по уже завершенным делам пересмотра не будет".
А еще грузинский премьер Ираклий Гарибашвили громко заявляет, что Саакашвили и его команда планировали убийство оппозиционеров, чтобы спровоцировать беспорядки и обвинить в этом власть.
"Эта информация наших спецслужб, – подчеркивает глава грузинского правительства. – Рассматривалось убийство в суматохе нескольких оппозиционных лидеров. Это была одна из версий их плана по делегитимизации нашего руководства: за рубежом бы показали, как (в Грузии) убивают оппозиционных деятелей. И тогда бы они потребовали отставки правительства и назначения внеочередных выборов".
Сидящий Саакашвили надеется на пока еще свободного Зеленского, а больше и не на кого. Чувство такое, что Саакашвили использовали его заокеанские шефы и выбросили – больше не интересен! И это ощущение овладело Саакашвили полностью: опереться не на кого, разве что... В апельсиновом пуховике, в маске, с накинутым капюшоном – украинская активистка Елизавета Ясько – выпускница Оксфорда, партийная подруга Зеленского. Она, как и обещала, приехала утешать и гасить эмоциональные срывы Саакашвили в тюрьме. Ее к нему пустили.
"Грузии действительно нужно чувствовать себя счастливой, что есть такой человек, как Михаил Саакашвили, который на многое может пойти ради своего народа. Это очень многого стоит. Я очень горжусь им", – заявила депутат Верховной рады Украины от партии "Слуга народа" Елизавета Ясько.
Забавный факт: при расследовании грузинскими силовиками цепочки преступных действий на таможне в Поти выяснилось, что Саакашвили пересек границу по паспорту с фамилией жены Рулофс. Но голландская жена в тюрьму не приехала, приехала другая – молодая.
Еще в одном сегодняшнем письме Саакашвили буквально нацарапал – ручка закончилась неожиданно – что будет голодать до смерти, считает себя политическим узником, а своей смертью от голода он докажет, насколько искренен в борьбе. В колонии №12 в Рустави, узнав об этом, поклялись, что в грузинской тюрьме от голода точно никто не умрет.