"Вначале нам казалось, что это круто. Сейчас я могу сказать: это тяжело". Пост разочарования – на странице Instagram (запрещена в РФ) Кристины Тимановской. Теперь уже бывшая белорусская спортсменка, сбежавшая в Польшу прямо с Олимпийских игр, решила рассказать поклонникам о трудностях жизни на чужбине.
Стоит напомнить, что обычный конфликт со спортивным руководством легкоатлетка представила, как политическое преследование и попросила убежище у Варшавы. Видимо, рассчитывала, что будет дышать воздухом свободы молодой европейской демократической державы. Однако, как выяснилось, власти новой родины контролируют каждый шаг Тимановской и её супруга.
Первое время их даже не выпускали из дома, а сейчас, как посетовала бегунья, ей не хватает, казалось бы, самых простых и всем доступных вещей. Вроде "встреч с друзьями" или "походов по магазинам". Не может в том числе свободно перемещаться по городу и до сих пор не знает улиц и туристических маршрутов своего нового места жительства. В общем, живет не как гостья, а чуть ли не как пленница.
Она позирует за столиком со стаканом кофе и радуется, что смогла выбраться из дома. Хотя недавно рассказывала, что не обедает в кафе и ресторанах – боится, что отравят.
Каждый шаг – под присмотром. Даже собаку, как говорит, выгуливает под пристальным вниманием охранников. Кристина Тимановская, из которой сделали жертву политического режима, в соцсетях позиционирует себя узником, как в стихах классика. Опасается расправы на родине.
"Это мнимые угрозы, никаких уголовных преследований в отношении неё открыто не было, никаких дисциплинарных мер в отношении неё предпринимать федерация не собиралась. Поводов для того, чтобы думать, что на Родине, в своей родной стране, за которую ты выступаешь под флагом, тебе что-то грозит – это необоснованно и надуманно. Возможно, были действительно правы белорусские тренеры, которые сказали, что эмоционально-психологическое состояние спортсменки на Олимпиаде оставляет ждать лучшего", – отмечает политолог Игорь Семёновский.
Громко заявить о себе на Олимпиаде не получилось, пришлось брать скандалом. И с каждым действием Тимановской в этой истории остаётся меньше спорта. Первая пресс-конференция в Варшаве бок о бок с белорусским оппозиционером Павлом Латушко и чтением по бумажке на камеру. Недавно подала заявление на польское гражданство и хочет выступать за национальную сборную. Странное совпадение: ведь после затишья именно сейчас напоминает о себе в Инстаграме (запрещена в РФ).
"Нужно создавать определённый антураж, чтобы было обоснование для получения гражданства. Обоснование следующее: угроза жизни. Польше выгодно всё то, что связано со скандалом в сторону России и Белоруссии – это их политическая линия. Пока им это выгодно, они будут это поддерживать всеми руками и ногами, будут в неё вкладываться; как только выгодно быть перестанет, мы более о ней не услышим", – отмечает Наталия Елисеева, политтехнолог, политический обозреватель.
Вместо права представлять Белоруссию – она выбрала право представлять себя не в самом лучшем свете. Но про Тимановскую на Родине уже забывают. Странно для страны, которая, по мнению спортсменки, грозит ей расправой.
"Её нет, она исчезла. Есть последние её заявления отдельным польским СМИ, она общается через Инстаграм, что ей не очень хорошо живётся. Я хочу с помощью вас к ней обратиться: Кристина, приезжайте в родную страну, здесь вы можете вернуться к своей деятельности. А то, что сказали, что вас будут арестовывать здесь – это не больше, чем фейки", – заверил Дмитрий Беляков, директор центра системной правозащиты в Белоруссии.
Пока предложений выступать за польскую сборную нет. Тимановская заключает коммерческие контракты с местным энергетическим концерном.
"Что касается её достижений, как спортсменки, мирового или европейского уровня – их нет, ровно поэтому этот сюжет и имеет место быть. Не имея возможности достичь чего-то в спорте, хотя бы этим хайпом. Мне кажется, её участь – участница вот таких медийных скандалов против своей бывшей страны, бывшей родины", – полагает Алексей Мартынов, политолог, международный эксперт, директор Международного института новейших государств.
Под жалостливым постом спортсменке задают резонный вопрос: а если убрать охрану, что-то изменится? И если так боится за свою безопасность, зачем пишет об этом в интернете? Исходя из реакции Тимановской, вопрос польского гражданства для неё важнее собственной жизни.