Корреспондент ВГТРК Александр Рогаткин начинает подготовку к уникальной экспедиции на Северный полюс. Лететь придется... на дирижабле. Этот управляемый летательный аппарат известен с середины XIX века, когда еще не было ни самолетов, ни космических ракет. Сегодня дирижабли снова возвращаются в нашу жизнь и могут быть полезны даже в эпоху Интернета и цифровых технологий.
Попыток добраться до Северного полюса на дирижабле было много, но заканчивались они неудачно. Александр Рогаткин напомнит об истории этих экспедиций и расскажет, на что рассчитывает наша команда и зачем вообще в современной Арктике нужны дирижабли.
Проект посвящен столетию начала арктических экспедиций и операции по спасению экипажа дирижабля "Италия".
"Мы отдаем должное нашим великим предкам, которые тогда еще, в тех условиях, на той технике шли туда. Мы хотим просто показать всему миру еще раз, что это было", – говорит Михаил Баканов, пилот-инструктор аэростатических летательных аппаратов.
Дирижабль под руководством норвежца Руаля Амундсена в 1926 году, достигнув Северного полюса, не смог совершить на нем высадку. Через два года – еще одна неудачная попытка – Умберто Нобиле на дирижабле "Италия".
"Прогнозы тех времен, равно как и средства связи, были достаточно несовершенны. Люди не представляли, куда они идут, не знали тонкостей", – отметил Михаил Баканов.
На Северный полюс итальянец сбрасывает крест, лично освященный Папой Римским, а на обратном пути дирижабль терпит катастрофу: получает обледенение и теряет высоту.
"У них антиобледенительной системы на винтах не было, а на оболочке не было защиты в этих местах. Мы теперь должны учитывать это обстоятельство. И поэтому куски льда, сорвавшись с пропеллеров, пробили оболочку, мешки, объемы с водородом, и газ стал очень быстро выходить", – пояснил Александр Гомберг, разработчик дирижаблей.
От сильного удара об лед отрывается мотогондола, а сам дирижабль уносит ветром – вместе с шестью членами экипажа, которых так никогда и не найдут. Об этой трагедии 50 лет назад режиссер Михаил Калатозов снял художественный фильм "Красная палатка" с Питером Финчем и Шоном Коннери в главных ролях.
На поиски отправляется советский ледокол "Красин" с журналистами на борту. Впервые все фиксируется на кинокамеру. Ледокол постройки 1916 года сохранился в слегка измененном виде и сейчас стоит в качестве музея у причальной стенки Набережной лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге.
"Амундсен великий, несмотря на личную ссору с Нобелем, вылетел на самолете его спасть и пропал без вести", – рассказал Игорь Кожевников, механик ледокола "Красин". От гидроплана Амундсена, который первый в мире покорил и Южный, и Северный полюсы, находят только поплавок и пустой бензобак.
На ледоколе “Красин” тоже есть самолет. Экипаж под командованием летчика Бориса Чухновского стартует со льдины и находит двух человек из группы Мальмгрена, которая решила не ждать помощи, а добираться до Шпицбергена самостоятельно. Однако самолет Чухновского вынужден совершить аварийную посадку среди торосов. Летчик, соорудив из киноштатива антенну, отправляет на ледокол «Красин» радиограмму, чтобы шли дальше и не отвлекались на спасение его экипажа.
"Даже потерпев аварию, он потребовал снять со льдины в первую очередь итальянцев", – сказала Ирина Малинина, завотделом по работе с посетителями филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге "Ледокол "Красин".
Жертвуя собой ради спасения экспедиции Умберто Нобиле, советские летчики не знали, что итальянский генерал бросил команду и улетел вместе со своей собакой на шведском самолете. Остальных путешественников спас ледокол "Красин".
"Это советские люди, и этим все сказано. Совсем другая мораль, совсем другие ценности. Десятки экспедиций из шести стран были брошены на спасение экспедиции Нобеле. И многие погибли. Тогда мы все были плечом к плечу, не было никакой русофобии. И все полярники отдавали все силы и свои жизни для спасения других людей. Это, я считаю, то, чему надо нам поучиться сейчас", – подчеркнул Николай Юшкевич, капитан ледокола.
Муссолини так и не простил Нобиле мирового позора. Генерал впал в немилость, пресса рвала его на части, и итальянец уехал в Советский Союз. В Долгопрудном конструктор создает один из самых больших дирижаблей своего времени – В-6 "Осовиахим" длиной более ста метров. Правда, и этому дирижаблю не повезло. Он разбился при попытке спасти папанинцев с дрейфующей льдины. Тогда погибли 13 советских аэронавтов.
Уже в наше время французский путешественник Жан-Луи Этьен заказывает в России строительство дирижабля и вместе с принцем Монако Альбером собирается в очередной раз покорить такой холодный и неприступный Северный полюс. Но опять неудача. Во Франции российский аппарат унесло ураганом.
"Оболочка упала на строение одноэтажное, гондола повредилась. И одна ферма двигателя была сломана. Из-за того, что дирижабль повредился достаточно сильно, эта экспедиция не состоялась", – пояснил Александр Гомберг.
Конструктор управляемых аэростатов Александр Гомберг разрабатывает дирижабли для северного завоза. Обычно поселки вахтовиков находятся в устьях рек, на мелководье, куда тяжелому ледоколу или атомному лихтеровозу с его осадкой не зайти. А так стандартный контейнер весом в 30 тонн можно отправлять прямо с палубы в глубь материка. Снабжение станет дешевле и быстрее раза в три.
Одна из главных целей нашей экспедиции – как раз отработка технологии переноски грузов с ледокола. Мы попытаемся развернуть дирижабль на палубе и доставить исследовательское оборудование на Северный полюс, совершив там высадку. Второй этап проекта – строительство уже большого дирижабля полужесткого типа для трансарктического перелета по маршруту Мурманск – Северный полюс – Аляска.
"К сожалению, пропал тот дух первооткрывателей, покорителей пространств, который, на мой взгляд, является движущей силой вообще прогресса и человеческой культуры. Это неестественное явление, что мы это забыли, и мы должны об этом напомнить. Надеемся, что рано или поздно мир вернется к тому состоянию, когда покорялись новые пространства, делались новые открытия", – отметил Антон Воронцов, советник по научной работе Центрального дома авиации и космонавтики.
А пока предстоят тренировки по слаженности нашей команды. Летать на тепловом дирижабле даже в Подмосковье непросто. Неожиданный порыв ветра – и аэростат ныряет прямо в реку. Но нашему пилоту, опытному воздухоплавателю Михаилу Баканову буквально в последний момент удается набрать безопасную высоту.
Наш проект должен состояться следующим летом при поддержке и участии Росатома, ВГТРК и Международного информационного агентства "Россия сегодня".