Покинет ли Польша Евросоюз, и как Европа переживет зиму в условиях энергетического кризиса? Это основные вопросы открывшегося 21 октября в Брюсселе саммита ЕС. Горячие темы обсуждают так же горячо, не стесняясь в выражениях. Чем могут обернуться попытки надавить на Варшаву и какие надежды ЕС возлагает на российский газ?
Глава Европейского совета Шарль Мишель в пригласительном письме к лидерам 27 стран намекнул, что хотел бы слегка коснуться темы верховенства закона. Но обойти слона в посудной лавке, как теперь в кулуарах называют Польшу, будет трудно. Нахальное, по мнению некоторых членов ЕС, поведение Варшавы, которая хочет закрепить верховенство своей конституции над европейскими законами, вынес на обсуждение нидерландский премьер. Мишель его поддержал.
"Мы твердо придерживаемся своей позиции в вопросе верховенства закона и считаем, что обладаем инструментами, которые нам следует задействовать для решения проблемы. Но в то же время мы считаем, что должны быть привержены диалогу", – подчеркивает председатель Европейского совета Шарль Мишель.
Всегда яро выступавшая за санкции против России Польша теперь сама попала под дубину ограничений, ее в наказание не подпускают к миллиардам, которые ЕС договорился распределить внутри себя, чтобы экономика вышла из санитарного кризиса. Выйти из Евросоюза взамен этого ей посоветовал глава ведущей европарламентской фракции Манфред Вебер. Он указал Варшаве на дверь.
Париж пригрозил еще и финансовыми санкциями.
"Вы считаете, что Польша хочет покинуть Евросоюз?" – интересуемся у госсекретаря при МИД Франции.
"Нет, я так не считаю, – отвечает Клемн Бон, – но думаю, что, отказываясь соблюдать общие правила, власти страны рискуют фактически оказаться за пределами единой Европы. Если диалог ни к чему не приведет – у нас в арсенале есть разные виды санкций, в том числе финансовые".
Такое решение находится в компетенции Еврокомиссии, ее глава Урсула фон дер Ляйен не скрывала удивления и раздражения. Пару дней назад она обрушилась с критикой на польского премьера с трибуны Европарламента в Страсбурге.
"Это открытый вызов единству европейских законов. Верховенство закона – это то, что скрепляет наш союз. И 27 государств-участников обязались, вступая в союз, как суверенные страны, выполнять эти соглашения", – подчеркнула глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Матеуш Моравецкий тоже был в зале, он в долгу не остался.
"Мы не должны и не можем молчать, когда на нашу страну так несправедливо нападают, в том числе в этом зале, – заявил польский премьер-министр. – Неприемлемо вести разговор о каких-либо финансовых штрафах. А от некоторых государств мы слышали заявления и похуже. Я отвергаю язык угроз. Я не позволю политикам ЕС шантажировать Польшу! Если вы хотите превратить Европу в сверхдержаву без национальностей, получите для начала согласие на это от всех европейских стран. Я повторяю еще раз: главный закон республики Польша – это конституция страны".
Он говорил пылко и много, не стесняясь в выражениях, так много, что председатель заседания едва не отключил ему микрофон.
"Господин премьер-министр, прошу вас, ваше время истекло", – призвал ведущий заседание Матеуша Моравецкого.
"Простите, председатель, мне сказали, что у меня есть 35 минут. Я воспользуюсь этим временем", – отреагировал премьер Польши.
"Я не могу этого подтвердить", – решил настоять ведущий заседания.
"Я заканчиваю, – согласился Моравецкий. – Пожалуйста не перебивайте меня!"
Впрочем, на саммите в Брюсселе Польша одна не осталась, ее поддержала Венгрия.
"Что вы думаете о ситуации с Польшей? Есть угроза санкций?"
"К Польше? Да это лучшая страна в Европе. Не надо никаких санкций", – отрезал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
Польский премьер прибыл в здание Евросовета раньше всех и сразу попытался переключить фокус внимания на Россию, обвинил в газовом шантаже и росте цен. Тема энергетики – тоже одна из ключевых на этой встрече. В этом венгерский премьер с ним не согласился. Причина роста, по его словам, утопические фантазии Брюсселя. Да и та же Меркель, уже, похоже, устала повторять, что Газпром все свои обязательства перед Европой выполняет.
"Еврокомиссия предоставила все возможности для поиска путей решения вопроса. Я думаю, что нам стоит действовать взвешенно и благоразумно", – призвала к конструктиву канцлер Германии Ангела Меркель.
Для немецкого канцлера этот саммит 107-й по счету. И последний. Повестка за годы почти не меняется – будущее Европы, миграция, климатические изменения и все то же верховенство закона. Правда, 16 лет назад в центре внимания был Ирак, а теперь — Польша. Меркель высказалась против того, чтобы Варшаву лишали европейских денег, но не из симпатии, просто Германии нужно добиться от поляков совместного усиленного контроля на границе против новых мигрантов, идущих через Белоруссию. Она готова выделить им деньги, что сильно задело страны южной Европы, которым таких щедрот за сдерживание беженцев никто не обещал.
Евросоюз сегодня – как лебедь, рак и щука. Поделенный на три блока, он не согласен внутри себя практически по всем пунктам. Привести позиции к общему знаменателю за одну встречу – задача из ряда фантастики, прорывных решений ждать не стоит, хотя определенные совместные шаги по самым горячим темам вполне возможны.